Этот сайт использует «cookies» и получает данные о вашем ip-адресе - узнать подробнее.
Если вы не согласны со сбором данных немедленно покиньте сайт.

«Он очень хотел дожить до XXI века…». 100 лет со дня рождения Михаила Бронштейна

«Он очень хотел дожить до XXI века…». 100 лет со дня рождения Михаила Бронштейна

5 июля исполняется 100 лет со дня рождения заслуженного работника культуры Бурятской АССР Михаила Израилевича Бронштейна, проработавшего в Государственном русском драматическом театре им.Н.А.Бестужева свыше 20 лет (с 1972 по 1993 гг.) в должности заместителя директора по организации зрителей. 

Михаил Израилевич запомнился зрителям и работникам ГРДТ как талантливый театральный менеджер и прекрасный человек, о котором и сегодня все вспоминают с теплотой и благодарностью.

Михаил Израилевич родился в 1917 году в городе Ровно (Западная Украина), который в непростые для истории России годы, в период Гражданской войны, переходил из рук в руки. С 1921 по 1939 годы он принадлежал Польше, а после 1939-го вошел в состав СССР, что позволило юному Михаилу Бронштейну свободно говорить на нескольких языках.

– Это очень талантливый человек. Насколько я знаю, он знал идиш, немецкий, польский, украинскую мову. В советское время на открытии гастролей, если в зале сидела еврейская диаспора, он мог обратиться к зрителям на идише, в Николаеве – на украинской мове. Зрители всегда тепло к нему относились. Они чувствовали это уважение, – вспоминает председатель СТД Бурятии, заслуженный артист России Дмитрий Панков.

Михаил Бронштейн поступил в знаменитый Парижский университет Сорбонна, первый раз женился в своем родном Ровно, но Вторая мировая война разделила его жизнь на «до» и «после». В те страшные годы вся его семья была убита немецко-фашистскими захватчиками. После войны дом, в котором жили Бронштейны, был национализирован. Из всей 4-комнтаной квартиры семье досталась только одна комната. В 1949 он женился во второй раз на Кларе Яковлевне, которая была с ним до конца его дней и долгие годы работала в Русском драматическом театре Улан-Удэ в качестве главного администратора.

– С супругой, Кларой Яковлевной, у них была настоящая семейная идиллия. Они друг другу: «Клава!», «Миша!» Без улыбки на них смотреть не могли. Это был очень хороший человек. Хотя говорят, что хороший человек – это не профессия, но он и в своей профессии собаку съел. Никогда никого не обижал, голоса не повышал, – говорит заведующая радиоцехом Лариса Мильват.

Михаил Израилевич во время войны работал в Кузбассе бухгалтером на шахте, но главной его любовью и призванием, конечно же, был театр.

– Сколько я себя помню, он всегда работал в театре, театр для него был всем, самым главным в жизни, так было всегда, – рассказывает сын Александр Михайлович Бронштейн. С 1948 года он работает в учреждениях культуры: до 1968 года – в Ровенском областном академическом украинском музыкально-драматическом театре, затем в Донецком театре оперы и балета им. А.Б.Соловьяненко и Ворошиловградском украинском театре.

В 1971 году во время успешных гастролей Ворошиловградского украинского театра в Улан-Удэ Михаил Израилевич Бронштейн получил приглашение от Министерства культуры Бурятской АССР работать в должности заместителя директора Государственного русского драматического театра. Так, он вместе со своей семьей перебрался в Бурятию, где и провел всю дальнейшую жизнь.

Михаил Бронштейн пользовался большим авторитетом в театральных кругах. Он был талантливым административным работником, но его профессиональный конек – это организация гастролей.

– На гастроли он уезжал заранее, готовился, после гастролей еще оставался, собирал долги. По полгода дома не бывал, – отмечает сын Александр.

– Это был очень работоспособный человек. Он делал нам такие гастроли: по пять – шесть показов в день. Однажды по просьбе зрителей устроил спектакль «Звезды на утреннем небе». И нам объявили, что мы идем на спектакль с чемоданами, отыгрываем, а потом сразу едем в Рязань. И всегда были полные залы. Он шутил: «Ленка, ты когда на сцену-то пойдешь? Мы залы будем собирать». Он присутствовал практически на каждом спектакле, ходил по фойе, со всеми здоровался, волновался и всегда знал, сколько у него зрителей. Он заражал своим энтузиазмом, – говорит помощник режиссера Елена Некрасова.

С его приходом ранее особо не выезжавший за пределы республики театр получил признание по всей России и побывал в нескольких городах: Кострома, Рязань, Сахалин, Биробиджан, Уссурийск, Находка, Владивосток, Хабаровск, Барнаул, Чита, Николаев, Камчатка, Иркутск и многие другие.

– До него таких гастролей не было, мы так часто не ездили в другие города. Это был ас. Мы иногда играли утром по четыре сказки, вечером на базе спектакль и еще на выезде. Крупная личность, независимый человек, непотопляемый. В Костроме мы впервые, насколько я знаю, играли спектакль в шесть вечера, а потом еще и в десять. Когда я вышла на сцену, молодежь разве что на люстрах не висела. А в Николаеве мне подарили цветы. А после спектакля он подходит и спрашивает: «Нина, видела, цветы подарили. А знаешь, кто?» Я в растерянности спрашиваю: «Кто?». А он: «Это я!» Он увидел, что зрители тепло принимают спектакль, а цветов нет, сам пошел, купил и отдал какой-то женщине, чтобы она подарила, – рассказывает народная артистка России Нина Туманова.

География гастрольной карты значительно расширилась на Дальний Восток и Украину, где «бестужевцы», благодаря таланту и организаторским способностям Михаила Бронштейна, побывали не раз.

– Однажды, мы на гастролях в Братске показывали детский спектакль в доме культуры «Нефтяник», где пять тысяч мест. Я вошел в зал и был в шоке, зал забит сверху до низу. Зрители аплодировали стоя. Набить пять тысяч населения в Братске – это мог только Бронштейн. Можно быть талантливым режиссером, талантливым художником, талантливым актером, но быть талантливым зам.директора по зрителям – это безумно сложная вещь. Где мы только ни были на гастролях благодаря ему, где мы только ни купались. Это было хорошее время, и оно у меня ассоциируется с Бронштейном, – вспоминает главный художник Вадим Бройко.

Можно сказать, что его инициативой стали так называемые «выездные» спектакли.

– Это был администратор до мозга костей, остроумный, ироничный, который не расстраивался по каждому поводу, не бросался в панику, а пытался найти что-то нелепое, смешное, и напряжение уходило. Он был волевой человек. Если ему нужно выполнить финансовые показатели, то он брал программки и говорил: надо ввести этого сюда, а этого сюда. И делал нам даже не параллели, а триллели, четвирелли, чтобы три и четыре спектакля одновременно могли выезжать. Ему говорили: «Это невозможно!» А он: «Ничего! Попробуйте», – делится заведующий труппой, заслуженный артист России Сергей Рыжов.

– Гастроли он устраивал такие! Выжимал все! Умудрялся проводить по четыре, по пять, а то и по шесть спектаклей в день. Мы идем со сказочки, а он смотрит и говорит: «Полтиннички наши катятся». Билеты-то стоили по полтиннику. Однажды, последний день гастролей. Все декорации собраны. Он говорит: «Ну, все, заделал последний спектакль, надо сыграть, но времени у вас только полтора часа». Как за полтора часа сыграть спектакль, выехать оттуда, доехать до станции, погрузиться в поезд. Но надо. Мы тогда рекордно сыграли спектакль «Акселераты», который идет час пятьдесят за тридцать восемь минут. Строчили текст, как из пулемета. Потом бегом в автобус, по платформе, с вещами. А поезд трогается: мы на ходу чемоданы кидаем, потом сами загружаемся. Вот так иногда уезжали с гастролей. Сейчас, когда оглядываешься, с юмором и с ностальгией вспоминаешь, как молоды мы были и с какими приключениями жили, – описывает Дмитрий Панков.

Русский драматический показывал свои постановки в колхозах, плавбазах, детских и пионерлагерях и даже в палатке. С появлением Михаила Израилевича артисты стали бывать на строительстве БАМа и покорять своим творчеством его строителей.

Михаил Бронштейн умел договориться с любыми организациями и находил подход к каждому. Благодаря его уму, таланту, безграничному обаянию, на спектаклях Русского драмтеатра практически не бывало свободных мест. У него были связи с производственными предприятия города, с учебными заведениями и школами. Он организовывал не только показы и гастроли, но и творческие встречи, и не раз получал благодарственные письма, премировался и перевыполнял производственно-финансовые планы.

– Михаил Израилевич – легенда нашего театра, – комментирует директор ГРДТ Петр Степанов.

– Такие люди рождаются один на поколение. Это был человек с огромным чувством юмора, добрый, отзывчивый, интересный, он излучал свет. Обо всех заботился, к каждому находил свой подход, с каждым актером разговаривал, на ком держался спектакль, умел видеть людей насквозь, ладил со всеми. Нет никого, кто бы сказал о нем что-то плохое, – вспоминает заведующая гримерным цехом Гульниса Трунова.

– Он был действительно великий труженик, мог сделать выездных спектаклей по пять штук в день, вертолетом, поездом, автобусом, чем угодно. Помню, на Дальнем Востоке одну группу он отправляет в Биробиджан, другую группу еще куда-то. Кто-то плачет, кто-то злится, но все равно идем и играем. С Кларой Яковлевной у них замечательная, дружная семья, они друг к другу очень трогательно относились. Это великолепный организатор, мастер, фантазер, чудный и даже великий, – дополняет заслуженная артистка России Лилия Архипова.

Мало кто знает, что Михаил Бронштейн был еще и хорошим актером. В Ровенском театре на Украине ему довелось играть и японцев, и немцев, и заключенного еврея и даже знаменитого Попандопуло в «Свадьбе в Малиновке». Да так сыграть, что его друг и известный актер Михаил Водяной, исполнивший эту роль в одноименном фильме, сказал: «Миша, ты играешь Попандопуло лучше, чем я». Но все эти роли остались в Ровенском театре, а в Бурятии ему довелось выйти на сцену в спектакле «Разрыв-трава». Здесь в роли семейского батюшки с характерным еврейским акцентом он тоже произвел неизгладимое впечатление на коллег и публику.

21 марта 1993 года Михаил Израилевич ушел из жизни.

– Ни злым, ни расстроенным я его не помню, это был очень веселый, добрый, отзывчивый человек, всегда в запасе шуточки, прибауточки. И в компаниях и на гастролях был гвоздем программы. Как начнет что-нибудь рассказывать, все за животы хватаются. И женщины его любили, он обладал шармом, – рассказывает внук Александр Бронштейн, который и сегодня живет в Улан-Удэ. – Конечно, больше в театре был, чем дома. Даже если неважно себя чувствовал, все равно в театр, сюда, сюда. Меня они с бабушкой на гастроли с собой часто брали. Он очень хотел дожить до 21 века, и меня из армии дождаться, но пару месяцев не дожил до моего дембеля.

29.06.2017

Комментарии

Модуль "Форум" не установлен.

Авторизуйтесь, чтобы добавлять комментарии

Последние комментарии