Генерал в искусстве: легендарный бурятский театральный деятель оборонял Ленинград

Он все преодолел. Все выдержал назло всем смертоносным ветрам и ураганам из свинца. Его жизнь не раз висела буквально на волоске от смерти. Пройдя через самое пекло войны, он ценил жизнь и любил ее.

Баясхалан ДАБАИН
744

Он - это легендарный директор Бурдрамы, фронтовик-минометчик, награжденный медалью «За отвагу» Цырен Аюржанаевич Балбаров. О своем героическом деде, одном из лучших советских театральных директоров, кавалере ордена Дружбы народов рассказывает газете «Бурятия» его внук, зампредседателя комитета внешних связей - начальник отдела по работе с регионами РФ и субъектами иностранных государств министерства экономики РБ Цырен Балбаров.

Бился врукопашную

- Мой дед до войны окончил училище младшего командно­го состава на Дальнем Востоке в Раздольном, - рассказывает внук прославленного директо­ра театра. - А когда началась война, в первые месяцы его призвали на фронт. Его друг Иван Третьяк, с которым они уезжа­ли на войну одним эшелоном, попал под Москву, а дед - на Волховский фронт. Оборонял Ленинград. Его минометная батарея стояла на Ладожском озере и охраняла «дорогу жиз­ни». Наши войска были исто­щены, измождены. Ни пить, ни есть - ничего не было. Они пили прямо из болота. Пони­маете, за все три с половиной года блокады в Ленинград они не заходили. Сражались вокруг города, на Пулковских высо­тах, где сплошные болота. Туда заходила целая дивизия, а вы­ходили лишь несколько сотен солдат и офицеров. Там воева­ли один молодняк и «старики», которым было под или за пять­десят. Многие психологически не выдерживали, вставали из окопов, и их снимали немецкие снайперы. Потери были страш­ные. Бабуля недавно расска­зывала, что деду приходилось биться врукопашную. Он даже после войны привез трофей­ный немецкий кортик. Воевали в сложнейших условиях – боло­та, вши, их толком не кормили. Но дед прошел войну. Выжил.

По словам внука, Цырен Аюржанаевич должен был получить за подвиги, совер­шенные на фронте, еще одну медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды. И он до конца своих дней ждал, что эти награ­ды все-таки найдут его.

Цырен Балбаров на передо­вой прошел путь от младшего лейтенанта до капитана в со­ставе 382-го отдельного истре­бительно-противотанкового дивизиона 374-й стрелковой Любанской Краснознаменной дивизии. Воевал на трех фрон­тах (Калининском, Волховском, Ленинградском) в должности заместителя командира и ко­миссара минометной батареи. Принимал участие в Синявин­ской, Мгинской, Новгородско- Луцкой операциях.

Перед встречей с внуком фронтовика мне улыбнулась удача. На сайте «Память народа» нашел-таки наградной лист на лейтенанта, заместителя командира батареи по политической части ОИПТД 374-й стрелковой дивизии Балбарова (во фронтовом документе ошибочно указано - Болбаров Церен). Внук храброго офицера признался, что прежде не видел этот документ. Он с гордостью, читая наградной лист, при мне говорил коллегам, что его дед был командиром минометной батареи. Уже после беседы с потомком участника войны удалось выяснить, что высота 70.4, на которую наступали советские части, - это местность Гора Пушечная в Мгинском районе Ленинградской области. В марте 43-го лейтенант Балбаров и его однополчане прорвали оборонительную полосу противника на этом участке по фронту 1250 метров и в глубину до 1 километра.

Генерал в искусстве

- Дед особо не любил рассказывать про войну, - продолжает внук. - Когда смотрел правдоподобные фильмы о войне, конечно, плакал. Его любимая песня - «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Когда ее исполняли, он тоже плакал. В 44-м после прорыва Ленинградской блокады ближе к осени их отправили в Казахстан, где он окончил Алма-Атинское пехотное училище.

В 1982 году генерал Иван Третьяк разыскал своего друга Цырена Балбарова, вместе с которым учился до войны на станции Раздольное. Так, через 37 лет после Победы состоялась встреча армейских друзей. Как известно, во время той памятной встречи генерал, Герой Советского Союза, командующий войсками Дальневосточного округа Иван Третьяк сказал армейскому другу: «Цырен, зря ты ушел из армии. Не сомневаюсь, был бы ты сейчас генералом. Но ничего, ты и так генерал, только не в армии, а в искусстве». Действительно, на театральном поприще Цырен Аюржанаевич достиг заметных высот. И его с полным правом можно назвать генералом в искусстве. Ведь он беззаветно служил Отечеству и родному театру, который создал с нуля, и в котором, как на фронте, не щадя себя, трудился ни много ни мало 36 лет (!).

По словам внука, у Цырена Аюржанаевича на первом месте всегда были семья и театр. В 50-е годы он каждый день ходил на работу в деревянное здание ДК имени Серова на Батарейке пешком, по колено в песке.

- Театр, свой коллектив он любил отеческой любовью, - говорит Цырен Балбаров-младший. - И когда Модогоев предложил ему пост первого замминистра культуры с перспективой стать министром, он наотрез отказался. Сказал, что театр – это дело его жизни. Дед с удовольствием ходил на работу. Уходил в театр к восьми, а приходил домой только после 11 часов, пока не закончится спектакль.

Рассматривая фотографии из семейного альбома Балбаровых, говорю внуку фронтового командира-минометчика, что на войне его хранили небеса, чтобы он вернулся домой живым и служил искусству республики, чтобы дать жизнь дочери Светлане. А потом появились на свет внуки – Ирина и Цырен, которого назвали в честь деда.

- В 1950 году дедушка встретился с бабушкой в Казахстане, а 1952-м в Алма-Ате родилась мама, - рассказывает Балбаров-младший.

Его бабушка Алла Фёдоровна Хван - кореянка по национальности, родилась на острове Русский в Приморском крае.

В мае 1952 года Цырен Балбаров вернулся на родину из Алма-Аты, где после окончания высших театральных курсов руководящих работников искусства при Ленинградском театральном институте имени А.Н. Островского работал замдиректора Казахского академического театра драмы имени М. Ауэзова. В Улан-Удэ Балбарова пригласили по рекомендации его друга, выдающегося деятеля бурятской культуры Цырена Шагжина.

- Мой дед остался в моем сердце самым добрым, с открытой душой человеком, - говорит внук бурятского «генерала в искусстве». - Он - настоящий дедушка, которого нельзя не любить. До сих пор о нем самые светлые воспоминания, потому что он - чистый, порядочный, жизнерадостный. Он обожал свою дочь Светлану, жену Аллу Фёдоровну и внуков.

Цырен Балбаров-младший рассказывает, что 9 Мая – священный для их семьи праздник. Он помнит, как в день Победы ходил с дедом, у которого была полная грудь медалей, на площадь Советов. В этот день Балбаровы идут в Бессмертном полку, а затем близкие фронтовика-минометчика по традиции собираются дома за праздничным столом. И вспоминают, каким был в жизни Цырен Аюржанаевич, директор академического театра и боевой офицер, который стоял насмерть под Ленинградом.

СПРАВКА:

Цырен Аюржанаевич Балбаров (1919-1988) родился в селе Барун Хасурта Хоринского района. Награжден медалью «За отвагу», в мирное время - орденами Отечественной войны II степени (юбилейным) и «Дружбы народов», монгольской медалью «Найрамдал». Заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР.

Из наградного листа

(На медаль «За отвагу») на лейтенанта Цырена Балбарова:

«При наступлении на высоту 70.4 батарея, которой командовал лейтенант Балбаров, действуя в боевых порядках пехоты, расчеты под его руководством прямой наводкой из орудия уничтожили: 2 блиндажа, 4 автоматчиков и 6 гитлеровцев…».

Читайте также