«Душа на кончиках пальцев»: История песочной волшебницы

О собирательном и многогранном ремесле - в нашем материале.
Марина Эрмиль для ТРК «Ариг Ус»
993

Чарующие звуки моринхура и россыпь байкальского золотого песка. К празднику Белого месяца в Русском драматическом театре состоится музыкально визуальный спектакль «Верблюд и мышь». Особую волшебную атмосферу будут создавать живая музыка, актер-рассказчик и песочно-акварельные иллюстрации в исполнении 25-летней улан-удэнки Анны Анисимовой.

Можно ли представить, что с помощью обычного песка можно рассказать целую историю и передать эмоции? О собирательном и многогранном ремесле - в нашей постоянной рубрике.

«Хотела, горела и делала!»

Анна Анисимова родилась и выросла в Донецкой области. С самого детства девушка любила рисовать и даже хотела поступать на факультет дизайна в Донецке. Но не сложилось – в 2014 году пришла война. Жизнь семьи Анны перевернулась с ног на голову.  

На тот момент наша героиня работала в детском лагере, куда стали свозить детей и беженцев – всех, кто нуждался в помощи. К слову, поддержка требовалась и самой Ане – она готовилась стать мамой. К тому времени родители с двумя ее сестрами и братом уже перебрались в Сибирь.

- Все эти события я переживала очень тяжело, сегодня вспоминать не хочется. Родители мои, можно сказать, приехали на свою родную землю, потому что мама родилась и выросла в Новосибирске, а папа – в Новокузнецке. Я с годовалым сыном приехала немного позже. В Улан-Удэ у нас много родственников, - рассказывает девушка.

По приезде в столицу Бурятии практически сразу Анне удалось устроиться на работу. Ее мама случайно наткнулась на объявление об открытии новой творческой студии – там искали преподавателя рисования песком.

- Она предложила мне попробовать. На что я ответила: «Да ладно, песок? Я не смогу, это же так сложно!». Но мама уговорила меня. И под покровом ночи, вооружившись ноутбуком, стеклом, фонариком и манкой, я попробовала начать творить.

К слову, в 2014-м видеоуроков по рисованию песком в интернете было не так много, девушка училась на том, что есть. И спустя какое-то время пришла в студию и нарисовала свою первую картинку.

Сначала дела Анны шли не очень хорошо. Самым трудным был первый год – работы много, за нее не платили, и изредка девушке удавалось выступить по бартеру. Чтобы зарабатывать на жизнь, Анна проводила детские дни рождения в качестве аниматора.

- У меня был большой интерес и море амбиций. Я хотела, горела и делала! Меня очень удивляют люди, которые приходят в «песок» с целью сразу же грести деньги лопатой. О чем вы? Это невозможно!

Так началась карьера художницы по песку.

«Под покровом ночи, вооружившись ноутбуком, стеклом, фонариком и манкой, я попробовала начать творить»

«Я рисую жизнь»

Как вы уже наверняка догадались, от обычной живописи песочная техника отличается многим: не краски, а песок, не кисть, а пальцы.

Песок вдохновляет Анну вот уже пять лет. Своим мастерством художница делится с взрослыми и детьми в школе песочной анимации. Говорит, что желающих овладеть искусством песка в нашем городе очень много.

- Я очень люблю то, чем занимаюсь. Как мне нравится говорить – душа на кончиках пальцев...

Чтобы заниматься этим ремеслом профессионально, мастеру не обойтись  без художественного образования, отмечает девушка. Создание портретов, знание анатомии, перспективы, создание объема, построение композиции – все это требует определенных знаний и умений.

- Я, например, нечасто рисую статичные картины. Необходимо уметь трансформировать, чтобы был «вау-эффект». Это когда неожиданно одна картинка перетекает в другую. Еще важно уметь держать внимание зрителя, наивысшее мастерство художника по песку вы можете увидеть именно в живом исполнении, а не в статичной картинке, - рассказывает художница.

Рисование песком Анна считает своим стилем жизни. Делом, в котором она развивается и растет. А распространяется оно не только на создании простых шоу «на поток», на свадьбы и юбилеи, но и на благотворительные концерты, создание мультфильмов и спектаклей.

Сегодня художница совмещает классическую анимацию со «снежной», рисует цветным песком, создает акварельные иллюстрации, старается экспериментировать и привносить новое в свои песочные истории.

- Рисовать песком намного сложнее, чем красками. Немногие это понимают. Однажды ко мне обратилась девушка, попросила научить ее песочной анимации для выступления на конкурсе «Краса Бурятии». Несмотря на то, что человек владеет кистью и имеет художественное образование, я понимала, что у нее не получится за столь короткий срок создать песочное шоу и выступить на сцене. Она сама это поняла, как только попробовала создать картинку - песок рассыпался и не слушался.

Взаимодействие с песком – как на выступлениях, так и для создания роликов и мультфильмов – очень кропотливая работа. В зависимости от задачи на одну картинку может уйти от одной минуты до трех часов. Еще дольше рисовать цветным песком.

Легкость, воздушность – это основные характеристики песчаного искусства. Вот ты сделал заброс – и уже появилась волна. Немного подбросил песка, убрал лишнее – и вот уже кораблик. Это ли не чудо?

- На выступлениях бывает очень волнительно. Но как только заиграла музыка, все - руки пошли танцевать вместе с ней. Я очень концентрируюсь на процессе и пропускаю все через себя. Бывает, на трогательном моменте плачу и сама, а где весело и драйвово, там даже пританцовываю. Наверняка понимаете, что  когда человек занимается работой в удовольствие, вполне видны его эмоции. Ну и самая большая награда – это слезы счастья у зрителей и громкие аплодисменты. В этот момент я счастлива.

Для достижения нужного эффекта художнице необходим просеянный мелкий речной песок - он создает приятную мягкость и способен давать тонкую четкую линию. А для шоу-программ больше подходит кварцевый песок. Помимо этого, Анна использует в работе тонкую деревянную палочку, веерную кисть и, конечно же, руки.

- Особенность рисования именно в материале. Никаким другим способом не нарисуешь так, как можно изобразить песком. Легкость, воздушность – это основные характеристики песчаного искусства. Вот ты сделал заброс – и уже появилась волна. Немного подбросил песка, убрал лишнее – и вот уже кораблик. Это ли не чудо? Бывает, песок сам подскажет, как лучше построить композицию. В то же время  нужно его контролировать, чтобы линии не рассыпались, и рисунок не выглядел «грязным».

Несомненно, образы, которые Анна создает россыпью песка, таят в себе волшебство и красоту. Но они не живут долго. С песочными картинами рано или поздно приходится прощаться.

- Иногда я печатаю картины, и, конечно же, они остаются в виде фотографий и видео. Стирать кадр или картинку не жалко, так как создам новую, еще лучше. Это наталкивает, конечно, на философские размышления о быстротечности времени и момента, который никогда не вернется и не повторится. Поэтому я рисую жизнь, отражая ее в тысячах песчинок.

«Скучно не бывает»

Между тем Анна уверена, что художник должен, прежде всего, делиться. Единственный способ осуществить задуманное – только через свои работы. Эта цель не позволяет заниматься просто красивыми картинками под музыку. В процессе работы она заставляет следить, насколько то, что делает художник, соответствует задаче. Насколько то или иное изображение передает то, что он хочет рассказать. Поэтому главное в этом деле - быть целеустремленным и ответственным человеком.

- Я трудоголик, преданный своему делу. Работаю в основном ночами, когда меня никто и ничто не отвлекает. Кроме этого, я же сценарист  и режиссер, и оператор. Выполняю монтаж, сведение видео и занимаюсь подбором музыки. Собственные фильмы и шоу озвучиваю сама. Художник по песку - профессия собирательная и многогранная, и от этого не бывает скучно.

На сегодняшний день песочная анимация, как в Бурятии, так и по России, молодой жанр, в котором даже при обилии художественных студий и школ постоянно не хватает профессиональных кадров. К тому же в России формируется совсем иное отношение к песку из-за горе-художников, которые демонстрируют низкий уровень владения песочной анимацией, считает Анна. Их «профессионализм» заставляет зрителя думать о том, что выступления в подобном жанре скучны и однообразны.

Поэтому действительно талантливые художники предпочитают работать за границей. Иностранная публика относится к песку с трепетом, видит в этом ценность и настоящее искусство. В то же время там не пройдет дилетантство, так как европейцы ценят качество и красоту и готовы платить любые деньги, наслаждаясь работой мастера.

- В данный момент я также сотрудничаю с Германией. Моя деятельность не привязана к географии. Мои песочные фильмы разлетаются по самым разным уголкам нашей планеты, ко мне обращаются люди из других городов России и стран СНГ. Пару лет назад в Улан-Удэ я не могла достучаться ни до Филармонии, ни до режиссеров театров, что можно создать уникальные, интересные людям проекты, такие как в Москве, Питере и Екатеринбурге. Видимо, было не время. В этом году мы начали сотрудничать с Русским драматическим театром, ставим спектакль «Верблюд и Мышь», где будет применяться мультипликация и герои оживают по взмаху руки. Также там будет присутствовать не только классическая анимации, но и акварельные иллюстрации, дополняющие музыкально-визуальный спектакль. То, что я так давно хотела. Живая музыка, голос рассказчика и песочная анимация.  Поэтому верю, впереди у меня множество интересных и ярких проектов - как в Бурятии, так и за ее пределами!

Фото предоставлены героиней публикации 

Читайте также