Дарима Линховоин: «У меня после концерта выросли крылья»

В Мариинском театре прошел сольный концерт Ариунбаатара Ганбаатора
Арюна Пашинюк, МК в Бурятии
951

Искушенную питерскую публику трудно чем-то удивить. Тем более в прославленном Мариинском театре. Тем более артистам из почти незнакомой западному зрителю Монголии и такой далекой Бурятии.

Но иногда нашим артистам удается заставить утонченную публику не только «реветь от восторга», но и едва не падать с балконов — как это было на сольном концерте Ариунбаатара Ганбаатара, обладателя гран-при престижного международного конкурса им. П.И.Чайковского и нынешнего солиста Мариинки. Вместе с ним в качестве концертмейстера выступила народная артистка России Дарима Линховоин, не нуждающаяся в представлении ни в республике, ни за рубежом.

18 апреля в Мариинском театре с грандиозным успехом прошел сольный концерт Ариунбаатара Ганбаатара. Дарима Лхасарановна поделилась с «МК в Бурятии» своими впечатлениями, отметила, в чем разница между улан-удэнским и западным зрителем, а также рассказала о ближайших планах Бурятского оперного театра, худруком которого является.

Феерический успех

Артистка только накануне вернулась в республику и, несмотря на джетлаг, успела поделиться впечатлениями о концерте. Он прошел, по словам концертмейстера, просто с феерическим успехом, после которого у нее словно крылья выросли, а с лица весь день не сходила улыбка.

— Это был феерический успех! Зал вообще с первого произведения, как закончили, — стал бисировать. Такие впечатления! У меня после этого концерта выросли крылья. На весь день я, наверное, немножко приподнялась над землей. У меня улыбка не сходила с лица. Там мои одноклассники были, я сама спецшколу музыкальную закончила в Петербурге. Они увидели в Интернете афишу и пришли. Я не знала, что они там.  Они, конечно, профессионально все оценили и такие слова мне говорили, что даже неудобно повторять — слегка сумбурно, но откровенно поделилась Дарима Лхасарановна своими ощущениями.

Слыша в голосе Даримы Линховоин искренне и полностью увлеченного своим делом, столь восторженные и позитивные эмоции, трудно не заразиться энергией и ощущением чего-то очень светлого. Так, пожалуй, чувствует себя только профессионал, который успешно проделал огромную работу и полностью удовлетворен результатом.

Программа, по словам концертмейстера, была сложная. Но зритель оценил как пронзительные и страстные романсы Чайковского, так и национальную бурятскую и монгольскую музыку. На своей странице в соцсети Дарима Лхасарановна опубликовала с разрешения автора рецензию Марии Козловой.

Мария Козлова — автор книги об оперных и балетных спектаклях «Голос растревоженной души», большой знаток и любитель оперы. В своей рецензии критик восхищается как вокальными данными монгольского певца, так и исполнением Даримы Линховоин.

«Программа концерта была, видимо, хорошо продумана: Чайковский, Верди, Леонкавалло, Форе, Россини. В ней певец мог показать и возможности своего мощного голоса, и разностороннее понимание музыки, и умение подавать и трактовать музыкальные миниатюры, и исполнять целые сцены из опер, петь романсы и национальные монгольские мелодии», — делится Мария Козлова.

Автор искренне удивлялась тому, что, несмотря на то, что романсы Чайковского и Рахманинова — самые трудные, и редкие исполнители могли ее тронуть, но Ариунбаатару это удалось.

ФОТО: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА.

Разница восприятия

Дарима Лхасарановна также подчеркнула, что хотя это не первый сольный концерт Ариунбаатара Ганбаатара, в том числе и в Мариинке, но для Санкт-Петербурга это было действительно открытие. И объяснила, что петербуржцы весьма привередливые зрители, в чем-то даже снобы.

— Обычно петербуржцы они же такие снобы. Сдержанные, и считают, что ну как из периферии могут петь романсы Чайковского, Рахманинова. Просто не смогут. Что мы русскую музыку, и вообще классическую музыку вряд ли так передадим, как должно быть. А тут они получили просто такие впечатления, что обалдели, — с затаенной гордостью рассказала Дарима Линховоин.

— Там мужчина один после каждого произведения вставал и показывал большие пальцы. Здорово! Так показывал, что чуть не упал с балкона, — по-доброму смеялась артистка, после чего объяснила, чем же отличается западный зритель от нашего.

— Публика отличается от нашей. Например, мы немецкую классическую музыку пели. Я думаю, что в Улан-Удэ сдержанно бы приняли, но там был просто восторг, понимаете? Потому что они эти произведения знают и им есть с чем сравнивать. Они много исполнителей слушали и у них такой слуховой опор очень мощный, хороший, — объяснила Дарима Лхасарановна.

По словам же Марии Козловой, концерт прошел триумфально, перемежался и завершился шквалом оваций, зал стоял, аплодируя всем участникам.

— Совершенно очаровали публику неаполитанские песни в исполнении Ариунбаатара Ганбаатара, и просто сразили — монгольские распевные мелодии! Можно сказать, что зал ревел от восторга! — эмоционально передает музыкальный критик свои впечатления о концерте и благодарит Дариму Лхасарановну за удивительное исполнительское мастерство. — Надо отдать должное прекрасному концертмейстеру Дариме Линховоин, постоянному наставнику певца, явно его единомышленнику и другу. В качестве концертмейстера я слышала ее впервые и была восхищена и ее манерой игры, и тонкой интерпретацией исполняемой музыки, и пониманием ее нюансов, и умением переключить все внимание публики на певца. Мысленно я воскликнула: «Бесценная старая исполнительская школа! Ее не спрячешь!».

Тонкая связь

Бывший солист Бурятского оперного театра и его педагог смогли передать зрителю и полное музыкальное единство и гармонию исполнения.

«Чувствовалась полная сыгранность певца и концертмейстера, их эмоциональная связь, что придавало исполняемым произведениям блестящую законченность и цельность. А это всегда большая удача для зрителей. И они это по достоинству оценили, зал встал и устроил долгую овацию после концерта», — отмечает в своей рецензии Мария Козлова, которая как-то в юности присутствовала на гастролях нашего театра оперы и балета в Благовещенске. На тех гастролях Мария видела выступления знаменитых бурятских артистов того времени: Лхасарана Линховоина, Дугаржапа Дашиева, а также приму бурятской сцены Ларису Сахьянову.

Об этом нам рассказала уже Дарима Линховоин по дороге на работу в любимый театр. Времени на отдых после возвращения из Санкт-Петербурга у нее было мало. Ведь театр оперы и балета сейчас готовит новую постановку «Евгения Онегина». Уже известно, что режиссером выступит Сойжин Жамбалова. Премьера спектакля состоится 17-18 июня и подготовка отнимает сейчас немало сил и времени у коллектива театра и его художественного руководителя.

Читайте также