Небо и земля Батожабая

Будущий бурятский классик работал в «Үнэне»
Баясхалан Дабаин, Буряад Үнэн
1274

В год 100-летнего юбилея выдающегося бурятского прозаика, драматурга и поэта в моих руках оказались уникальные документы, в том числе 1941-1945 годов, проливающие свет на военный период жизни младшего лейтенанта Даширабдана Батожабая (до середины 50-х годов прошлого века - Батожапов). Он широко известен далеко за пределами Бурятии и Аги, прежде всего, как самобытный художник слова. Но не будем забывать, что также его ипостасями были журналистика и лётное дело.

ИЗ ГАЗЕТЧИКА - В ЛЁТЧИКИ

Известно, что после войны, в конце 40-х-начале 50-х (точный период не установлен), Батожабай работал в редакции газеты «Буряад-Монголой үнэн» - его принял на работу ответсек редакции и участник двух войн Цыден-Еши Дамбиев. Но, внимательно изучив его личное дело, а именно собственноручно написанные им две автобиографии (от 1947 и 1957 годов), выяснил, что он трудился газетчиком еще до войны. «С 1937 по 1939 год я работал в редакции газеты «Үнэн» в качестве подчитчика-корректора», - читаем в его первой автобиографии. В тот период он написал стихотворение, которое было опубликовано в «Үнэне». Выходит, что, по меньшей мере, три года Батожабай трудился в «Буряад-Монголой үнэн».

Но сегодня в основном речь идет о его другой ипостаси: он был еще и военным летчиком. Летному делу великий степняк отдал почти пять лет. В 1941 году, как он пишет в своей автобиографии, «поступил в Улан-Удэ в учебную эскадрилью гражданского воздушного флота (ГВФ) курсантом, где обучался до 1942 года». 81-я учебная эскадрилья была организована в Улан-Удэ в 1941-м на базе местного авиапредприятия и Осоавиахима. Одним из инструкторов эскадрильи был Василий Гридасов, будущий фронтовик-орденоносец. По воспоминаниям сослуживца Петра Казаринова, Даширабдан «среди курсантов выделялся своим ростом, веселым характером и отменными способностями».

Из «Оценочного листа испытаний по внеполетной и полетной подготовке курсанта, окончившего Улан-Удэнскую 81-ю учебную эскадрилью ГВФ» (от 23 октября 1942 года) Батожапова Д.О. следует, что по результатам проверки подготовки получил оценки «хорошо» и «отлично». Только за 1941 год Улан-Удэнская 81-я учебная эскадрилья Восточно-Сибирского управления ГВФ выпустила 130 летчиков. Среди них был 20-летний Даширабдан Батожапов.

Автография. Фото из личного дела Д. Батожабая

С ОЦЕНКОЙ «ОТЛИЧНО»

В ноябре 1942-го его направили в Новосибирскую военно-авиационную школу летчиков авиации дальнего действия (АДД). Кстати, в то же время там учились его земляки - также работавший до войны в «Буряад-Монголой үнэн» Цыден-Еши Дамбиев, будущий народный артист Бурятии Сергей Балдаев и Виктор Семушев. И это были не краткосрочные курсы, как утверждается в некоторых источниках: в Новосибирской авиашколе он учился почти полтора года.

Летную школу (учеба проходила в военном городке в Бердске) Даширабдан окончил в марте 1944 года по специальности «военный летчик» с присвоением звания младшего лейтенанта авиационной службы. Как следует из характеристики учебно-летной успеваемости, «летное дело любит, летает грамотно и уверенно, летать любит много, программу обучения на самолете СБ (скоростной бомбардировщик) окончил с оценкой «отлично».

С 27 мая по 11 августа 1944 года будущий классик бурятской литературы был летчиком-слушателем высшей школы штурманов и летчиков в составе 19-го учебного офицерского авиаполка ночных экипажей в городе Бузулук Чкаловской области (ныне Оренбургская область). С 14 августа по 23 октября того же года - летчиком-слушателем 7-го учебного офицерского авиаполка 27-й учебной авиадивизии ночных экипажей АДД в том же Бузулуке.

Выходит, что он учился на летчика больше трех лет - с августа 1941-го по конец октября 1944 года. В действующей армии (на фронте) - с ноября 1944-го (в некоторых источниках ошибочно указано, что с 1943 года). Согласно выпускной аттестации, младший лейтенант Даширабдан Батожапов «в ноябре 1944 года был оптравлен на фронт Отечественной войны летчиком ночной бомбардировочной авиации (АДД) в составе 2-го гвардейского авиационного Смоленского Краснознаменного полка».

КОМАНДИР ЭКИПАЖА

С 23 февраля 1945-го по февраль 1946 года пилот тяжелого бомбардировщика дальней авиации Батожапов служил летчиком в 326-м бомбардировочном авиационном полку 3-й авиаэскадрильи. В воспоминаниях близких, знакомых и коллег Даширабдана Одбоевича приводятся эпизоды из его фронтовой жизни. Говорят, что он со слезами на глазах вспоминал друзей из своего экипажа, в том числе штурмана Виктора Гальчуна. Экипаж Батожабая был интернациональным: так, судя по фронтовым документам, Гальчун родился в Черниговской области Украины, а Олег Краснояров - в Свердловской области. «Нас, молодых летчиков, отправляли на боевое задание поближе... Я бомбил Шалей, Мебел, Тройсбург и по берегам Балтийского моря», - вспоминает герой нашего повествования в книге Галины Раднаевой «Жизнь, ставшая легендой. Часть I».

Писали и о том, что над Карпатами его самолет сбили, и он успел покинуть горящую машину, приказав штурману прыгать первым, и что в 1944 году он был представлен к ордену Красной Звезды, но наградной лист не был подписан по причине того, что была «совершена неудачная посадка». Скорее всего, именно об этом эпизоде рассказывала в этой же книге Лхамасу Батуевна Батожабай. По ее словам, однажды «самолет был сбит, и Даширабдан как командир приказал экипажу прыгать с парашютами, сам прыгнул последним, зацепился парашютом за верхушку дерева… Когда вернулся в часть, его обвинили в том, что был уничтожен бомбардировщик, штурмана наградили орденом Красной Звезды, а командиру экипажа ничего не дали…». По этому поводу сам Батожабай говорил, что для него «дороже всего было, что не потерял никого из экипажа».

ПИСАТЕЛЬ И ДЕНЬ ПОБЕДЫ

После этого, по всей видимости, он и попал в госпиталь. Переводчик и поэт Илья Френкель вспоминал, что «за несколько месяцев пребывания в госпитале Даши коротал время, вспоминая сочиненную им в бреду поэму о юном баторе Сэнгэ». К слову, один из первых литературных опытов Батожабая - поэма-улигер «Юный богатырь Сэнгэ и его друг Сунды Мэргэн» была опубликована в 1945 году на страницах газеты «Буряад-Монголой үнэн». В личном деле и рассекреченных архивах минобороны РФ ничего не говорится о его ранении, и наградные листы на его имя не найдены: указано лишь то, что 9 мая 1945-го Даширабдан Батожапов награжден медалью «За победу над Германией», 7 мая 1965-го - медалью «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», а 12 декабря 1967-го - медалью «50 лет Вооруженных сил СССР».

После войны, как пишет в своей автобиографии Даширабдан Одбоевич, он был «переведен в 210-й гвардейский бомбардировочный авиаполк на переучёбу на новую матчасть», где служил до мая 1946 года. «В 1946 году я по ходатайству Совета Министров БМАССР в связи с укомплектованием республики национальными кадрами был демобилизован из рядов Советской Армии».

- Мы жили на Ленина, 63, и 9 Мая однополчане отца приходили к нам, сидели и разговаривали, - рассказывает дочь писателя Сэсэгма Батожабай. - На столе всегда стоял стакан водки, а сверху - кусок хлеба. С каждым годом этих стаканов становилось все больше. Только 9 Мая - это точно праздник со слезами на глазах - отец вспоминал боевых друзей, ушедших фронтовиков. А в остальное время вообще о войне не говорил. 9 Мая у нас дома дверь не закрывалась...

 На лётчика 3-й АЭ 326-го бомбардировочного авиационного полка младшего лейтенанта Батожапова Даширабдана Одбоевича:

«… в Красной Армии с 1941 года, ранений и контузий не имеет, в плену и окружении не был. Не судим... Наград не имеет. В 326-й бомбардировочный авиационный полк прибыл 23.2.1945 года из 2 гв. БАП, где работал летчиком с ноября 1944 года по февраль 1945 года. За этот период совершил 10 полетов на самолете ИЛ-4 по программе ввода в строй молодых летчиков… Имеет общий налет 219 часов. За время работы в 326 БАП на должности летчика материальную часть самолета ЕР-2 изучил хорошо. За это время ввиду отсутствия летной погоды и непригодного аэродрома совершил только один ознакомительный полет…».

Читайте также