Воспевая красоту родного края. Памяти Баярмы Дамбиевой

В этом году не стало заслуженного художника Республики Бурятия, члена Союза художников России Дамбиевой Баярмы Дамбиевны.
Туяна Жамбаева, кандидат искусствоведения, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства ВСГИК
848

Более сорока лет Баярма Дамбиевна посвятила развитию традиционного вида бурятского искусства — плетению из конского волоса.

Родилась Баярма Дамбиевна в 1948 году в селе Чиндалей Дульдургинского района Читинской области.

«В семье нас было шестеро, пять девочек, один мальчик. Мы воспитывались в атмосфере теплоты, дружбы, уважения к бурятским традициям. Папа — Дамбинима Цырендашиевич, журналист и писатель, хорошо рисовал и чеканил, мама — Будажап Раднажаповна, всю жизнь посвятила преподаванию в школе; ученики ее любили и уважали. Как многие бурятские женщины она умела шить дэгэлы, ичиги, детские меховые шубки, одеяла… Помню, мне было семь лет, я плела тоненькие яркие шелковые тууза на маленьких самодельных бердах, потом ими украшали края дэгэла или безрукавки. Нужно было приложить немало терпения, чтобы шелковые нити не затянулись, были ровными и гладкими» (здесь и далее выдержки из интервью с Баярмой Дамбиевой, записанного в 2019 году автором статьи).

После окончания в 1971 году библиотечного факультета Московского государственного института культуры, работая в Национальной библиотеке Улан-Удэ, Баярма Дамбиева начала собирать вырезки, изучать материалы по истории и технологии гобеленного ткачества. А в 1982 году она приходит в художественные мастерские при Союзе художников Бурятии по совету председателя Союза, народного художника РСФСР Даши-Нимы Дугарова.

Баярма Дамбиевна начала осваивать технику гобеленного ткачества, но не из шерсти, а из конского волоса. Ее первым большим опытом стало участие в создании театрального занавеса «Ургы» для Бурятского государственного академического театра драмы имени Хоца Намсараева в 1981–1982 гг. Художественным оформлением театра в эти годы руководил Даши-Нима Дугаров. Для создания театрального занавеса — монументального гобелена размером 8 на 12 метров по эскизу художников Эдуарда Аюшеева, Солбона Ринчинова, Даши-Нимы Дугарова — была собрана группа мастериц под руководством Светланы Ринчиновой. Уникальный и единственный в России гобелен-занавес в технике ручного ткачества из конского волоса остается ярким примером сплоченной коллективной работы, гордостью бурятского национального искусства.

С 1983 года Баярма Дамбиевна начинает участвовать в зональных, а затем и во всесоюзных, международных выставках. К ранним авторским произведениям относятся: «Хонгор» (1983),«Композиция» (1983), «В степи» (1987). В 1983 году она приступает к работе над гобеленом «Сотворение» по эскизу Аллы Цыбиковой. Баярма Дамбиевна называла Аллу Цыбикову своим учителем, на протяжении шестнадцати лет длился их творческий союз, и сегодня мы можем любоваться гобеленами, сотканными по эскизам замечательной художницы поистине «золотыми» руками мастера: «Сотворение» (1983), «Белый старец» (1991), «Лотос» (1991), «Игра на флейте» (1992), «Родник» (1992).

Гобелен «Белый старец»

В 1980-х годах совместно с Татьяной Дашиевой, Римой Доржиевой по эскизам Аллы Цыбиковой были созданы масштабные гобелены для общественных учреждений Улан-Удэ и  районов Бурятии: «Водопад» (1983), «Богатый край» (1985), «Облачный край» (1988).

В 2014 году прошла первая персональная выставка Баярмы Дамбиевой в Художественном музее имени Цыренжапа Сампилова под названием «Юртэмсын гурбан үнгэ — три цвета Вселенной».

«Используя традиционный подход, я стремлюсь показать возможности конского волоса. Считаю, что они еще не до конца раскрыты, а для этого необходим творческий поиск и работа».

Ей по душе был сам процесс подготовки конского волоса — мытье, сушка. Некий азарт, энергия охватывали ее при мысли, что вот из этих, пока еще грязных, спутанных волос будут сотканы изящные линии, тонко переливающиеся оттенки природной цветовой палитры. 

Гобелен «Зүүдэн бороо»

Волшебством веет от нежной и лиричной работы «Зүүдэн бороо» (2015).

Девушка в дэгэле «сидит» на уголке рамы, глаза ее мечтательно полуприкрыты, а, может быть, она спит в легкой полудреме. Тонкие нити в ее руках протянуты высоко к небу, облакам. Зритель может вспомнить о летних дождях или о том, что в старину сложилось представление, что по конскому волосу боги спускают в дом благодать, счастье и богатство.

Одна из работ с философским содержанием «Код жизни» создавалась с 2017 года на протяжении двух лет.

Гобелен «Код жизни»

«Трактовка содержания связана с философскими понятиями, близкими мировоззрению кочевника, некий код жизни степняка. В целом, вся композиция имеет форму чаши или «чаши жизни». В ее основании находится мотив хамар угалза, от него идут стебли, а в завершении — цветок лотоса, его сияние разливается по степи, словно благословение к процветанию. В нижних углах я разместила орнамент үлзы, означающий благополучие, счастье, долголетие».

Можно отметить, что зооморфный мотив хамар угалз, или воловьи ноздри, так же как и роговидный мотив эбэр угалза, связан у бурят с символикой благополучия, приумножения скота. В центре работы «Код жизни» изображен мотив инь-ян — символ жизненных процессов, развивающихся по закону единства противоположностей; он выделен в гобелене контрастом черного и белого. Гобелен наполнен теплым колоритом в сочетании оттенков коричневого, бежевого, золотисто-желтого. В этой работе автором был найден яркий желтый цвет, созвучный с благопожелательной символикой и названием гобелена. 

Сегодня продолжают работать ученицы Баярмы Дамбиевой, которым она передала свое мастерство и опыт: Алима Цырендоржиева, Жанна Хунгеева. В манере ткачества Алимы Цырендоржиевой особенно чувствуется влияние ее учителей — Баярмы Дамбиевой и Аллы Цыбиковой, — это мягкие плавные линии рисунка, тонкие цветовые градации.

В 1992 году по эскизу Аллы Цыбиковой Баярма Дамбиева и Алима Цырендоржиева приступили к совместной работе над гобеленом.

                                 

Гобелен «Родник»

Композиция этого произведения притягивает взгляд своей оригинальностью, она словно состоит из двух частей — неба и земли, соединенных диском солнца и нитями-бусинами, их чередование напоминает о первых весенних дождях. Нижняя часть гобелена с изображением земли наполнена коричневато-бурыми оттенками. На этом фоне светлыми бутонами  выделяются цветы. Сотканные волнообразные дуги белой и серой пряжи передают движение потока родниковой воды. В верхней части композиции плывут слоистые облака, их  рисунок отличается плавными линиями, напоминающими орнаментальный мотив уулэн. Манера ткачества точно передает замысел и характерный авторский почерк Аллы Цыбиковой, все детали сотканы бережно, с любовью. 

Одной из учениц Баярмы Дамбиевой стала ее внучка — Батоева Ринчена, выпускница ВСГИК по специальности литературное творчество. Она буквально с детства впитывала в себя творческую атмосферу, начала пробовать ткать со школьных лет. Одно из ее завершенных произведений выполнено по эскизу Аллы Цыбиковой — «Пейзаж» (2016) — уже демонстрировалось на художественных выставках.

Творческий подход Баярмы Дамбиевой раскрыл новые художественные возможности искусства гобелена из конского волоса. Кажется, что нет такой формы, с которой она не смогла бы справиться. Наполненные теплым колоритом, живописными плавными оттенками, они вызывают восхищение тонкой ювелирной работой в таком непростом материале как конский волос. Произведения, выполненные Баярмой Дамбиевой с большой любовью к своему делу, будут хранить и нести людям частичку тепла ее души.

Библиография:
1. Дятловская, Ирина. Алла Цыбикова. Чита: Общественный Благотворительный Экологический фонд «Байкал», 2006.
2. Прикосновение к истокам // МБОУ Хоготовская СОШ им. А.О. Бороноева. URL: www.hogot.ucoz.ru
3. Художники Бурятии. Улан-Удэ: Принтлето, 2018. — 168 с.

Читайте также