Экскурс в современный кинобизнес: «Люди смотрят истории про себя…»

В Бурятию 19 декабря в качестве эксперта на конкурс предоставления субсидии на производство национальных фильмов приехал известная личность в российской киноиндустрии Олег Богатов.
Н. Сахилтарова
4375

Напомним, что Олег Богатов – член Союза кинематографистов России, креативный продюсер (руководитель сценарной группы) успешных российских полнометражных кинопроектов, вышедших в 2019 году: «Команда мечты», «Красный призрак», «Счастье – это…» (альманах компании «Уолт Дисней Компани СНГ», а «Глаза ночи (Иччи)» выйдет в 2020 году. Преподает во ВГИК, является победителем Баттла киношкол Ассоциации продюсеров кино и телевидения, создателем и руководителем отборочной комиссии Питчинга дебютантов. Кроме того, он руководит сценарной школой «Лига Кино».

Мы встретились с ним в Республиканском центре народного творчества, где он выступил перед кинематографистами Бурятии, и поговорили об актуальных вопросах современного кинобизнеса.

Олег, чем занимается сценарная школа «Лига кино»?

– В объективе интересов «Лиги кино»: интернет-платформа и веб-сериалы, то, что пользуется спросом на рынке контента. Не секрет, что качество наших сценариев проигрывает зарубежным аналогам. Сегодня кинобомонд ориентируется на Netflix и AmazonPrime. Это американские развлекательные компании, создающие фильмы, сериалы и телепрограммы. Чтобы написать хороший сценарий, нужен хороший автор. А их у нас не хватает. В Америке, если сценарист занят в каком-нибудь проекте, то он работает только над ним. А у нас в России сценарист может быть задействован в нескольких проектах одновременно. Нехватка хороших сценаристов – это одна из больших проблем. В связи с этим, мы в нашей школе переучиваем людей из смежных профессий. Работаем по специальной американской технологии. Обучение у нас происходит поэтапное, на высшем курсе пишут сценарии для сериалов. На курсы приглашаем ведущих продюсеров. Желающих обучаться очень много, люди интересуются сценарным мастерством.

– Профессия сценариста стала очень востребованной в киноиндустрии.

– В настоящий момент мы переживаем благоприятное время для создания фильмов и сериалов. Интернет-платформы стали полноценными участниками рынка контента. Вышли несколько проектов, которые стали хитами Интернета, о них говорят, они востребованы. Я говорю о сериалах «Содержанки», «Секта», «Домашний арест», «Звоните ДиКаприо», «Шторм». Эти проекты были созданы только для интернет-платформ. Конечно, ТВ – это самый простой способ донести до аудитории продукт. Но рынок поменялся. Все хотят построить русский Netflix, занять первое место. Поскольку гонка только началась, нужны идеи. Поэтому сегодня сложилось благоприятное время для тех, кто занимается кино. Сейчас спектр возможностей широкий, можно делать сериалы и для продаж на платформе. Всем, кто создает контент – веб-сериалы, а также можно создавать полный метр. Сотрудничество с телеканалами тоже возможно, и не только с федеральными.

То есть интернет-платформы сейчас активно развиваются? Что ждет в этом плане нас в будущем?

– Сейчас в интернет-платформы  вливаются большие инвестиционные деньги. На сегодня это убыточный бизнес, который в будущем предполагает захват рынка одной компанией. А это значит, что все подписки будут в одном месте. Цель создания такой платформы – получить как можно больше подписок, а для этого нужен хороший контент. Мы платим ежемесячно и платформы получают миллионы. Думаю, что несколько таких платформ посоревнуются за пальму первенства. Поэтому все желающие могут поучаствовать в этом. Я имею в виду, что могут предложить свой контент. Поэтому мы предлагаем свои курсы для тех, кто живет не в Москве. Ведь имея талант и трудолюбие, можно работать везде.

Как работают интернет-платформы?

– Расскажу на примере компании «МТС Медиа», которая также будет производить контент. У МТС есть преимущество – компания знает всю необходимую информацию о зрителе. У них есть вся абонентская база: возраст аудитории, её предпочтения, чем занимается конкретный человек в выходные и рабочие дни. И таким образом, потребителя можно с легкостью просчитать как бизнес-модель. Так, сотовый оператор создаст контент для целевой аудитории. Тот же Netflix продуман так, что система анализирует: долго ли человек смотрит видео, сколько раз при просмотре он нажимал на паузу, сколько дней он смотрел фильм и т. д.

Получается, у интернет-платформы большие возможности для продвижения продукта.

– Сейчас мы переходим в эпоху диджитализации, т.е. перевод всех видов информации в цифровую форму. Контент будет создаваться исходя из многочисленных данных о потребителе. Не секрет, что телевидение сегодня транслирует для аудитории 55+.  А молодые люди работают с интернет-ресурсами. Все эфирное телевидение живет за счёт рекламы. Рекламодатели живут за счёт высокоценных потребителей. Аудитория, которая уходит из телевизора, – это зрители 25-40 лет – семейные люди. Эта группа людей уходит на интернет-платформы, и за ними пойдут рекламодатели. На ютубе есть первые серии всех проектных сериалов. Обычно интернет-платформы делают первые серии бесплатными, а затем просят заплатить за подписку. Эта услуга не для детей, а для аудитории 30+. Новый тренд начинает забирать не молодежь, а семейных людей. Это новая реальность. Сейчас огромный рынок платформ, об этом говорит медиатека.

Что интересно интернет-платформам? На что они делают сегодня ставки?

– Сейчас каналы и платформы ищут что-то необычное, свежее. Например, про какую-нибудь профессию или конфликт, который был бы неочевиден. Часто платформы не знают, чем удивить аудиторию. Сейчас мы переживаем удивительный момент. Помните, какое засилье латиноамериканских фильмов было у нас. Казалось, что подвинуть эти сериалы невозможно. А сейчас наши российские сериалы могут реально конкурировать с ними. Да и зрители больше увлечены отечественным кинематографом. Первый канал какое-то время закупал хитовые американские сериалы, а затем показывал после 11 вечера. Но их смотрели хуже, чем российские. Все сидят на Netflix и AmazonPrime, так как там намного ярче персонажи, ярче конфликты. Но опять-таки время не стоит на месте. Вскоре американский сериал будет приятным дополнением. Люди смотрят истории про себя. Кроме драм популярны мистика и фантастика, хорроры, триллеры. Сейчас появляются запросы на сериалы нескольких жанров одновременно: комедию и ужасы, детектив и одновременно хоррор.

Почему зрителям интересны сериалы?

– В сериалах можно позволить больше глубины и детальной проработки историй. То, что показывают сейчас – это драма в полном смысле. И кинотеатры между драмой и комедией выберут последнее. Между драмой и фантастикой выберут фантастику. Но с другой стороны, если взять «Карточный домик» Netflix, то драматический сериал никак нельзя перекроить в режим полного метра. Придется сжимать линии, убирать полутона между действующими лицами. Я говорю про первый сезон. Мы находимся в ситуации, когда драма расцвела буйным цветом. Драматические сериалы создают такое ощущение, что можно жить не своей жизнью, а жизнью персонажей. На самом деле – это хорошо, потому что нам всем интересны сложные истории. В сериале можно создать очень много миров. Сериал – это роман, а полный метр – это короткий рассказ.

Веб-сериалы все больше становятся популярными, расскажите об их специфике.

– Веб-сериалы появились последние два года. И это эксперимент. Веб-сериал – это быстрая форма контакта со зрителем. За 10 минут человек может посмотреть серию. Прошлогодний веб-сериал «Миллионер из Балашихи» – это бренд, 10 серий по 10 минут. Подобные веб-сериалы будут притягивать подписчиков. Можно создать веб-сериал о том, как здорово отдыхать на Байкале и всячески подчеркивать это в фильме. Есть прекрасные видео на tik-tok и like. И люди там зависают, и они готовы смотреть видео все короче и короче.

А как же кассовые сборы в кинотеатрах?

– Кинотеатры остались. Они дают нам эффект совместного участия, своего рода аттракцион. Кино во все времена – это массовость и развлечение.

Олег, как создатель питчинга дебютантов в России, что посоветуете начинающим сценаристам.

– Сценарист – это будущий продюсер. Если хотите снимать полный метр, то нужно всегда думать: почему зрителям будет интересно смотреть этот фильм по вашему сценарию? Кому это будет интересно? Старайтесь искать референсы, похожие фильмы, чтобы знать, какой зритель пойдет. Люди хотят воспроизвести уже успешные наработки. Поиск уникальной фишки тоже необходим.

Когда вы готовите свой сценарий для презентации, сделайте её интересной. Рассказывайте увлекательно, а не только потому что вас заставили. Для современного сценариста нужно быть тем человеком, с которым приятно общаться.

Любой сценарий переписывается 7-10 раз. И если вы не идете на контакт, то дело печальное. Вам придется биться за каждую правку. Сценарист увлечен переписыванием, и никогда не надо бояться переделывать.

Понятно, что в больших городах жизнь кипит. Какой сюжет могут предложить регионы?

– Никто не запрещает создавать сериалы об уникальных культурах, которые будут интересны всему миру. С одной стороны, сериал – это универсальная история про отношения и чувства, которая понятна всем. В целом же, все фильмы о дружбе, предательстве, любви, т.е. о вечных ценностях. Рекомендую посмотреть «Умирая со смеху» (продюсер фильма Джим Керри). История про становление стенд-ап индустрии. Это история о людях, которые готовы пойти на многое, лишь бы добиться своей мечты.

– Спасибо за беседу!

 

Читайте также