«Мои героини - мои грани»: интервью с балериной Анной Петушиновой

Балетный спектакль БГАТОиБ «Талисман» осенью 2019-го удостоился трех номинаций на «Золотую маску», впервые в истории республики.
Беседовал Антон ИРШУТОВ
868

Балетный спектакль БГАТОиБ «Талисман» осенью 2019-го удостоился трех номинаций на «Золотую маску», впервые в истории республики. Среди номинантов - исполнительница главной партии Нирити Анна Петушинова, сообщает газета «Бурятия». Мы спросили у артистки, почему «Талисман» - уникальное событие для всего балетного мира, о признании критиков, секретах мастерства, а также о том, какой могла быть ее жизнь, если бы не балет. 

- Анна, 2019 год выдался для вас богатым на события.

- Да, и необычным он стал уже с самого начала. В январе меня пригласили в Японию танцевать главную партию в балете «Пробуждение Флоры». Было очень ответственно: незнакомый для меня балет, новый коллектив. Несмотря на рабочую сосредоточенность, наслаждалась каждым днем, проведенным там. Условия были сказочными, домашними. Повезло и с партнером, трепетным и чутким - им стал известный японский танцор Асада Йошикадзу. И конечно же костюмы - очень комфортные и красивые. В Японию меня пригласил балетмейстер-постановщик Александр Мишутин, художественный руководитель международной балетной школы в Токио. Тогда он мне и сказал, как бы между прочим: «Вы будете Нирити». А это главная роль в балете «Талисман», постановка которого должна была состояться весной в нашем театре под его руководством. До меня его слова дошли не сразу, в тот момент была полностью погружена в текущую работу. По приезду из Японии начали готовиться к «Талисману».

- Постановка посвящена 250-летию великого танцовщика и балетмейстера Мариуса Петипа, нигде в мире этот балет сейчас не играют, хотя в свое время он был популярней «Лебединого озера». Получилась мировая премьера. Вы ожидали такое?

- Это была мечта Мори-сана (Морихиро Ивата - бывший художественный руководитель балетной труппы БГАТОиБ - прим.), он долго взращивал идею о постановке. Его друг Александр Мишутин - человек уникальный, сокровищница. Сложно представить, какие балеты у него есть в партитурах. Особенность «Талисмана» именно в том, что он возрождён из рукописи, восстановлен, что в наше время редкость. Сейчас, в основном, репродукция, когда музыка исходная, а хореография уже новая, в соответствии с видением режиссера. Раньше постановки спектаклей посвящали событиям при дворе – это отражение духа времени. Чем восхищает Александр? Он восстанавливает старинные рукописи, балет из самых корней, словно археолог. А ведь это огромная работа - сколько материалов, книг нужно было изучить! В оформлении - от декораций до костюмов отталкивались от сохранившихся с того времени эскизов, в хореографии - от зарисовок самого Мариуса Петипа.

- Билеты на показ в Москве 29 февраля раскупили за 2 дня.

- Это так неожиданно, только кассы открыли, а их уже нет. Друзья, знакомые просто не успели, настолько все стремительно разлетелось.

- Повышенное внимание пугает или мотивирует?

- Мотивирует. Этот балет мы стараемся нести на высоком уровне, и наоборот, хочется, чтобы люди его знали, увидели.

Как проходит подготовка к выступлению в столице?

- Работаем плотно, настрой боевой. Когда приедет Александр, будет много репетиций на сцене. Работаем, чистим, в спектакле для нас важны мизансцены, диалоги наших героев. Конечно, идет и оттачивание техники.

- В чем особая сложность исполнения партии Нирити?

- В первую очередь, необходимо суметь передать дух времени. Если о технике - то особенная филигранность, технически все должно быть очень утонченно, воссоздание настроения, манеры классического балета.

- У «Талисмана» три номинации на «Золотую маску», вас номинировали на лучшую женскую роль.В соперниках - постановки Большого, Мариинского театров, театра имени Немировича-Данченко. Это очень круто!

- В начале сентября мы давали спектакль для представителей «Золотой маски», а в конце октября стали известны номинанты. В это время мы готовили «Сон в летнюю ночь». Помню, как начал разрываться телефон, посыпались поздравления, а я вся в работе, не понимаю, вроде бы ничего не предвещало. Затем одноклассники отправили список с номинантами, а я не знаю, как реагировать. Хотелось спрятаться, слишком много внимания ко мне. Долго догоняла меня реакция, в течение месяца уж точно. Сейчас уже настрой другой - показать спектакль на высшем уровне.

«Золотая маска» - это как Оскар среди театров. Ежегодно отбирают и осматривают лучшие спектакли. Номинация - престиж, внимание к нашей республике, культуре. Мы здесь, в Бурятии, и мы живем, творим, дышим творчеством. Конечно же, это большое признание работы нашего театра. Быть в одной компании с такими признанными во всем мире сценами - поистине триумфально.

- Наряду с вами в списке номинантов - прима-балерина Большого театра Евгения Образцова. Вы с ней знакомы?

- Она для меня - эталон филигранной женственности и очарования, ее знаменитые поющие и танцующие стопы. Оказаться с ней в одной номинации - честь. Однажды во время наших гастролей я встретила ее в Домодедово, увидеть ее совсем рядом было очень приятно. К тому же она еще и актриса. Всегда поражало, как артисты балета при их графике находят возможность, смелость играть в драматических постановках.

- А вам самой когда-нибудь приходилось играть в кино?

- В юности был опыт актерской работы в фильме «Серко» французского режиссера Жоэля Фаржа. Его сюжет основан на реальных событиях, главную роль исполнил Алексей Чадов. Тогда он только закончил работу над «9 ротой», был очень популярен и много рассказывал о тех съемках. Его изначальное отношение ко мне, как к простой девочке, с которой предстоит сниматься в одном фильме, по ходу съемок поменялось: он стал воспринимать меня как коллегу по цеху, актрису, напарницу. Было приятно.

Что до работы в кино, то я человек очень самокритичный, до безобразия. Кроме того, мне же пришлось и петь: в титрах пустили мой голос, а в это время подумала: боже мой, за что мне это? (смеется). Но в тот момент, все-таки болела балетом и не увидела в себе драматической актрисы. Хотя пробовала поступить в институт, когда жила в Екатеринбурге. Но со временем не получилось: либо балет, либо актерство. Не осмелилась.

Зато с тех пор по-настоящему полюбила байкальскую зиму. Помню те особые ощущения, когда от холода пухнут губы, нос. Я там совсем молоденькая, с такими бурятскими щечками. С той поры есть фотография, которая уже живет своей жизнью в разных точках мира. Однажды моему однокласснику из Мексики прислали ее со словами: «Смотри, бурятская красавица, лицо вашей республики». С этой фотографии сейчас любят списывать художники разных стран. Мне даже подарили картину работы французской художницы.

Во сне и наяву

«Сон в летнюю ночь» - премьера этого сезона, в которой соединились современная хореография, оперное и хоровое пение и текст Шекспира. Ее постановкой занималась талантливый российский балетмейстер и уроженка Бурятии Анастасия Кадрулёва. Как работалось вам вместе?

- С Анастасией сработалась легко, мне было удобно. Чувствовала ее, а она - меня. Нравилось за ней наблюдать, сколько же у нее всего в голове происходит, как она владеет телом, импровизирует. Одна и та же связка постоянно меняется, но для себя решила, что буду повторять за всеми ее импровизациями. Что будет в итоге - не знаю, она уже сама выберет то, что покажется более подходящим.

В постановке я совершенно другая. По состоянию, характеру, для себя самой. Во мне нет такого, чтобы я была дерзкой, неукротимой. Работа над спектаклем была праздником. Сюжет известный, но свою героиню поначалу никак не могла «вкусить», разобраться, где сон, а где явь. По кусочкам разбирала, укладывала для себя. «Сон в летнюю ночь»- это, прежде всего, современная хореография, совершенно другие связки, пластика.

- В спектакле вы играете две партии: царицы амазонок Ипполиты и королевы фей Титании. Было ли сложно воплотить на сцене такие, казалось бы, противоположности?

Всех своих героинь пропускаю через себя, погружаюсь в них, их состояние становится моим состоянием, мои героини - мои грани. Любая сложность - это вызов. Чтобы зритель поверил им, они должны быть пропущены через мой внутренний мир, быть правдивы для меня самой. Если не чувствую героиню, то и хореография не ложится, сразу теряю связь.

Но каждый спектакль у меня проходит по-разному. Внутри себя я держу некий стержень, основу своего персонажа, но, например, моя героиня может немного иначе среагировать на ту же ситуацию, сегодня у нее игривое настроение, либо она более капризна. В этом плане можно дать себе некую свободу, конечно же, после консультации с репетитором. На репетиции я спрашиваю, не будет ли это слишком выбиваться из общего настроения спектакля, его атмосферы, и если все подойдет, то начинаю «жить». Главное, знать те рамки, за которые выходить не следует.

- Возникли ли сложности у артистов при подготовке спектакля, в плане перехода от классики в новую хореографию?

- Я уже уходила из классического балета в современный, когда работала в Екатеринбурге. Понимала принцип работы, что за чем следует, что будет дальше происходить по связкам. Но Анастасия - молодец, что пришла намного раньше. Она понимала: для того, чтобы подойти к этой принципиально новой хореографии, донести спектакль так, как хочет режиссер, надо, прежде всего, психологически подготовить людей. Если человек не привык к ней, а это порой бывает в случае истинных классических танцовщиков, то может возникнуть отторжение. Но мир уже давно сделал артистов пластилином, из которого можно вылепить все, что угодно. Конечно, опыт был очень полезным не только для нас, артистов, но и для зрителей, ведь мы работаем для публики.

Нас всегда ждут

- Какую партию вы сами мечтаете сыграть?

- Сейчас готовлю себя к «Жизели». Очень хочу сыграть. Но здесь свои сложности: сцена сумасшествия, а во втором акте - всепрощения. Очень объемная работа, классическая хореография, в которой вообще не должно быть ничего лишнего. Любой случайный взгляд, пальчик может выбиться из спектакля, настолько он драматичен.

Всегда стараюсь над собой работать. Амбиции? В нашей профессии без этих качеств, в мягкой форме, конечно, обойтись сложно, особенно, если танцуешь ведущие партии.

- В каких постановках мы увидим вас в этом сезоне? Большая ли занятость помимо театра?

- «Талисман», «Сон в летнюю ночь», а в апреле состоится премьера - «1000 и одна ночь». Это обновленный спектакль, музыка и хореография те же, а костюмы и декорации новые. Помню, в детстве смотрела балерин, которые исполняют главную партию - у меня были мурашки. Когда стала сама ее танцевать, проживать внутри себя, это был праздник восторга, столько эмоций! Это тоже одна из моих граней, ждем с нетерпением этот спектакль.

Кроме занятости в театре, преподаю в школе Морихиро Ивата, работаю с детьми под руководством его супруги Ольги Альбертовны. Работаю уже 3-й год, до этого был опыт со взрослыми - нравилось видеть результат, который наступал уже спустя 1 месяц занятий. Сейчас и с малышами, и со школьниками, с последними уже осознанно, поэтому и требования соответствующие, как от будущих артистов балета. Терпят, любят и ценят, что очень приятно. Есть среди них те, кто уже сделал свой выбор, мы их готовим, но впереди конкурс, который будет проходить в колледже, с комиссией, там уже все будет серьезно. Детей, конечно, берем с данными, чтобы не было проблем со здоровьем.

Чувствуется ли особенное отношение к нашему театру со стороны зрителей?

- Если брать близлежащие города, например, Иркутск, там всегда жаждут видеть наш театр у себя в гостях. Однажды была с Московской труппой в Хабаровске, еще до работы здесь. Работники, зрители нас увидели и говорят: «Мы так любим ваш театр, приезжали бы почаще». Было так приятно это услышать тогда, и спустя шесть лет театр приехал. Для хабаровчан этот день стал настоящим праздником.

СПРАВКА:

Анна Петушинова в 2004 году окончила Бурятское государственное хореографическое училище (класс педагога Л.И. Протасовой). С отличием окончила Челябинский государственный педагогический университет в 2010 году. В 2002-2006 гг. – артистка балета ГАУК РБ «Бурятский государственный академический театр оперы и балета им. народного артиста СССР Г. Ц. Цыдынжапова». В 2006-2010 гг. – артистка балета Уральского Государственного Театра Эстрады, в 2010-2012 – артистка балета «Русского национального балета Сергея Радченко». С 2013 года снова работает в БГАТОиБ. Лауреат I премии в номинации «Хореографическое искусство» I Международного конкурса молодых артистов оперетты и мюзикла имени народного артиста СССР Владимира Курочкина (Екатеринбург, 2006). За исполнение главной женской партии Нирити в спектакле «Талисман» на музыку Риккардо Дриго Анна номинирована на «Золотую маску».

Все фото предоставлено Анной Петушиновой

Читайте также