Коллекция столярных и плотницких инструментов в фондах ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья»

Т.А. Баргуева, старший научный сотрудник ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья»
Т.А. Баргуева, старший научный сотрудник ГАУК РБ «Этнографический музей народов Забайкалья»
799

Этнографический музей народов Забайкалья является музеем под открытым небом. Здесь сосредоточены уникальные памятники деревянного народного зодчества, музейные предметы, отражающие материальную культуру и быт народов, издревле населяющих Прибайкалье - эвенков, бурят, русских старожилов, казаков и старообрядцев - семейских. В Этнографическом музее, наряду с художественными и этнографическими коллекциями, сложилась коллекция инструментов, найденных историко-этнографическими экспедициями музея. Ремёсла, связанные с деревообработкой, сложились, развивались и служили человечеству на протяжении тысячелетий. С исчезновением технологий утрачивается и инструментарий, а также целый класс приспособлений для тех или иных видов работ с деревом. Сейчас уже с трудом восстанавливаются первоначальные функции многих инструментов, забываются их названия, что ведёт к обеднению истории отечественной материальной культуры. На данный момент фондовые коллекции музея, за исключением предметов, представленных в экспозиции, недоступны для широкого круга посетителей.

Целью данной работы является общий обзор коллекции инструментов и приспособлений для деревообработки (определение его видового состава, количественные характеристики) и включение её в научный оборот. Коллекция инструментов и приспособлений, применявшихся при деревообработке, в музее невелика. В составе коллекции имеются следующие виды инструментов: рубящие инструменты (топоры, тесла, пазники), режущие инструменты (пилы), разметочные инструменты и приспособления (циркули, шнурки), долбёжные инструменты (долота), инструменты для окорки и острожки (скобели, струги, рубанки, дорожники, фуганки, шерхебели, калёвки, отборники), сверлильные инструменты (бурава,  коловороты), ударные инструменты (молотки). Многие инструменты и приспособления применялись как в плотничном, так и в столярном ремесле, а также в бондарном  деле.

 Поэтому при проведении сверки плотницких и столярных инструментов потребовались сопутствующие исследования разнообразных исторических источников, позволивших дать классификацию плотницкого инструмента XIX–XX вв. по видам выполняемых работ, отметить особенности его изготовления и применения по назначению.

Плотницкое и столярное ремесло пришло  вместе с земледелием из глубокой старины. Практически все необходимое в хозяйственном обиходе, начиная от дома и двора, делали из древесины: ложки и туеса, ведра, корзины и прочую утварь, мебель, прялки и ткацкий стан, лодку, сани и телегу, охотничьи и рыболовные приспособления. Даже дымоход и печная труба были деревянными.

Рассуждения о плотницких инструментах следует начать с топора - главного орудия плотницкого труда в прошлом. «Топор сохе первый помошник», «Город строят не языком, а рублем да топором» - говорят пословицы.  Топор главный инструмент, с помощью которого велась заготовка материала, строительство, изготовление предметов для обустройства быта.

Плотницким топором тесали бревна, вырубали в них чаши, выполняли узлы соединения элементов, декоративные детали и многое другое. Плотницкий топор XIX–XХ вв. существенно не отличался от современного. Собственно топор (металлическая часть) был коротким, каплевидным в сечении, лезвие нешироким (9–15 см), полукруглым, утолщенным, с большой клиновидностью (напоминая по форме колун для раскалывания дров, бревен), а сам топор был тяжелее. Топоры ковали из особо стойкой, высокопрочной стали. Топорище (рукоятка) было длинное и прямое (а не изогнутое, как современное), на конце утолщенное, чтобы не выскакивало из рук. Для топорища выбирали прямую березовую плаху без сучков. Длина топорища была различной, потому что зависела от роста плотника: плотник, поставив топор на землю вертикально около своей ноги, свободно опущенной рукой мог взять в кулак утолщенный конец топорища. Длинное топорище, являясь по сути рычагом, позволяло плотнику тратить меньше сил.

         Работа плотника физически очень тяжелая, требующая большого расхода энергии, поэтому плотников кормили мясными щами даже в разгар сенокоса и в пост. Хорошему плотнику, конечно же, никогда не мешала богатырская сила. Но и без нее он все равно был хорошим плотником. Пословица «Сила есть - ума не надо» родилась в плотницком мире в насмешку над тупоумием и горячностью.

          Тесло - по сути дела тоже топор, топорище у которого длинное и прямое, а лезвие не только развернуто перпендикулярно относительно топорища, но и имеет полукруглое сечение, в виде черпачка. Теслом вытесывали на бревне вдоль его волокон желоба разных размеров (например, неглубокий паз в бревне, предназначенном к укладке в стену, или глубокий водосточный желоб), выполняли участки плавного перехода от круглого бревна к брусу у оконных и дверных проемов, отесывали после топора «круглые углы» в интерьере и другие криволинейные поверхности. Пазник - тесло с нешироким плоским лезвием – служил для окончательной, чистовой выемки пазов после вырубки паза начерно топором. Как правило, паз сначала вырубали начерно топором до получения П-образного профиля, а затем в глубине паза выбирали древесину пазником.

          Столярный топор отличается от плотницкого меньшими размерами и меньшим весом - ведь столяр обрабатывает не бревна, а детали конструкций, имеющие меньшие размеры. Носок у столярного топора острый, а лезвие прямое. А ведь были еще колун, бондарный и колесный топоры и даже «американский», обух которого был заменен обыкновенным четырехгранным молотком. [1] Но это уже инструменты других ремесел.

 Скобелем снимали с бревен кору на границе луба, не повреждая древесину, и одновременно выравнивали поверхность бревна, сострагивая неровности и небольшие сучки. Окоривали бревна в направлении от корней к вершине, чтобы не оставлять задиров. При окорке бревна топором неизбежно появлялись бы сколы и засечки, что повышало вероятность биопоражений. При обработке скобелем поверхность бревна получалась гладкая и без задиров. Бревна с неповрежденной, плотной и гладкой поверхностью сохраняются в постройке необыкновенно долго. Скобелем также убирали с тесаной поверхности оставшиеся после обработки топором и теслом «волны» и доводили поверхность до идеально гладкой. Выскабливали стены, кровельный тес, дверные и оконные косяки, полотна дверей и ставен. Необходимо отметить, что элементы конструкций выскабливали только в небольших объемах или в интерьере церквей и жилых помещений дома, так как работать скобелем очень тяжело, труднее, чем рубанком. Прямые поверхности скоблили прямым скобелем, «круглые» углы в интерьере - круглым. Косяки дверных и оконных проемов, дверные полотна, доски и т.п. выскабливали вдоль волокон древесины, стены же - под углом около 60° к оси бревна. В связи с тем что бревна стен имели в той или иной мере наклон волокон, их скоблили в две стороны: полбревна - в одну сторону, полбревна - в другую. После скобеля обработку поверхности заканчивали. 

Долотом шиповым  наряду с пазником зачищали пазы в оконных и дверных косяках. Долото плоское и просека были шире и тоньше шипового долота, ими зачищали пазы и гнезда с боков и пробивали отверстия в строительных элементах. Для самой тонкой, деликатной работы использовали стамеску. [2] Долото, просеку и стамеску затачивали только с одной стороны.

Для просверливания отверстий нужны были различные бурава: ложечный, винтовой, перьевой («пёрочный», «пёрка»).  Им просверливали гнезда под нагели («куксы») в бревнах сруба.

Пила в России появилась при Петре I, а в повседневный плотницкий обиход вошла лишь в XIX в. Пила поперечная двуручная нужна для перепиливания бревен поперек волокон. Лучковой пилой, тоже поперечной, раньше валили деревья в лесу. Лучковая пила внешне представляет собой икс-образную рамку, на одной стороне которой закрепляли пильное полотно, а с другой полотно натягивали скруткой - тетивой. Ее режущее полотно гибкое, сталь жесткая. В лучковую пилу вставляли узкое, не больше 5 см шириной полотно, чтобы во время спиливания деревьев большого диаметра предохранить полотно от защемления. Для распиловки бревен вдоль волокон использовали специальную двуручную маховую пилу (продольную) с длинными косыми зубьями и небольшим разводом. Пилой-ножовкой пользуются для выполнения продольных и поперечных пропилов и прорезей в нетолстых элементах и досках. Для точной обработки шипов в местах соединения деталей и перепиливания досок под разными углами, например, при соединении деталей оконных рам, применяли специальный шаблон – стусло. [3] Но это уже не столько плотничное, сколько столярное приспособление.

Плотники и столяры всегда работали остро заточенным инструментом. Острый инструмент, во-первых, требует меньших усилий при обработке древесины вручную и, во-вторых, уплотняет перерезанные волокна древесины, что способствует ее сохранности. Заточку инструментов выполняли на точильном круге из природного камня, установленном на оси в корытообразной колоде, реже - бруском. Зубья пилы надо не только заточить, придав им определенный профиль, но и поочередно «развести» в разные стороны в зависимости от предназначения пилы. Правильная разводка облегчает и ускоряет работу.

Для удобства желательно иметь два молотка: одни легкий (300 гр. без учета веса ручки), другой потяжелее (500 гр.).

Металлические молоты (молоток, ручник; молот, кувалда) для плотника были необязательны, а вот деревянные - необходимы. Для легких ударов по дереву использовали деревянную киянку, для тяжелых ударов, например для осадки бревен при рубке стен, насаживания бревен на нагели («коксы») - большой деревянный молот, длина рукоятки которого около метра, а на конце насажена полуметровая чурка. Масса этого молота достигала 15 кг и более. В некоторых местностях этот деревянный молот называли «барсик». При ударе деревянным молотом и киянкой на древесине не остается заметных следов - вмятин.

Обычный рубанок для плотника тоже был необязателен, так как это столярный инструмент. Предварительную, черновую острожку материала (кровельного теса, строительных элементов) выполняли рубанком - медведоном (медведкой), им работали вдвоем. Рубанком с полукруглым лезвием (шерхебелем) также выполняли черновую острожку, но одной парой рук, а потом уже доску строгали рубанком с одним или двумя лезвиями (один нож-лезвие называли железкой, другой, ломающий стружку - горбыльком). У обычного рубанка одно лезвие (железка) с прямым нижним концом. Строгать легче, если вести рубанок не строго вдоль волокон древесины, а под небольшим углом к ним - так лезвие лучше снимает стружку. Чем она тоньше и длиннее, тем благороднее получается поверхность. Окончательно поверхность доски или детали можно пройти фуганком. Для строгания четверти и шпунта применяли  зензубель, для профильной обработки кромок – отборник , а для создания рельефной поверхности доски - калевку. Рубанком можно обрабатывать не только плоскости, а кромки и даже торцы досок, обратив внимание при этом на правильную подготовку и заточку лезвия ножей.

Наугольник применяли для отбивки только прямого угла. Малка – тот же наугольник, но с одной подвижной кромкой - применялся для снятия и обозначения различных углов.

Итак, коллекция столярных и плотницких инструментов Этнографического музея народов Забайкалья разноплановая и требует дальнейшего подробного изучения.

 

Источники

 

  1. http://geum.ru/ Дата обращения  (18.05.2020.г)
  2. https://www.ozon.ru/context/detail/id/20362082/ Дата обращения  (12.05.2020.г)
  3. «Русские сельскохозяйственные орудия XIX – XX вв.». - Каталог коллекций. - Л. - Изд. Гос. Музея этнографии народов СССР. - 1981. – С.98.

 

 

 

Читайте также