Творчество плюс производство: как музеи стали частью креативной экономики

Очередная сессия Всероссийского проекта "Музейные маршруты России" прошла в столице Бурятии – Улан-Удэ. На сей раз темой встречи стала креативная экономика и участие в ней музеев.
РИА новости
212

В последние годы понятие креативной экономики все больше входит в обиход. Именно развитие этой сферы, по мнению экспертов, должно стать одним из локомотивов социально-культурного развития страны. Неудивительно, что российские музеи, которые хранят богатые коллекции культурного наследия, становятся уникальной площадкой для развития креативных индустрий.

Елена Харламова, директор департамента музеев и внешних связей министерства культуры России:

"Бурятия является большой частью российской истории, со своим колоритом, традициями, экономикой, креативной индустрией. Именно в этом регионе мы хотели поговорить о креативной экономике – нам интересно посмотреть, как коллеги работают в этом направлении, и поделиться теми практиками, которые есть в других регионах, включая столицы или федеральные музеи".

К концу 2025 году в Бурятии должен появиться большой креативный кластер – отчасти именно поэтому темой "Музейных маршрутов" в Улан-Удэ стала креативная экономика.

Музейное дело несет очень важную миссию – оно позволяет сохранять, передавать через поколения историю народов, историю земли, формировать те зацепы души, через которые человек становится настоящим патриотом, которому есть чем гордиться. Поэтому миссия музеев – не только сохранение истории, но и формирование будущего. В нашей республике мы уделяем большое внимание музейному делу, ремонтируем, создаем музеи, строим новый национальный музей, созвучный истории республики, который станет важной частью экономики региона.

Алексей Цыденов, глава Республики Бурятия

По его словам, четыре музея уже отремонтировали и обновили, два еще на очереди. Начато строительство Национального музея Республики Бурятия, которое должно завершиться в 2026 году. Новая площадка, отметил Цыденов, позволит показать публике коллекции музея, но и станет новой точкой притяжения. Это, отметил глава республики, будет способствовать развитию локальной экономики города и развитию туризма.

Куратором сессии в Улан-Удэ выступил директор Музея истории Дальнего Востока имени Арсеньева Виктор Шалай. Он отметил, что сегодня музеям особенно важно разрабатывать и внедрять стратегии работы в креативном секторе.

Музей сегодня самостоятельно определяет свое движение в креативной индустрии, показывает опыт успешного взаимодействия с различными секторами креативной экономики. Благодаря этой сессии участники получат примеры направлений для развития. Кейсы, о которых мы говорим сегодня, – уже состоявшиеся успешные проекты, опыту которых можно верить, на которые можно ориентироваться.

Виктор Шалай, директор Музея истории Дальнего Востока имени Арсеньева

Музеи и креативная экономика: точки пересечения

Нельзя исключать себя из общего движения, – этот тезис директора музейного объединения "Музеи Москвы" Анны Трапковой, прозвучавший на сессии в Улан-Удэ, можно считать отправной точкой для всей дискуссии. Понятие креативной экономики, отметила она, разрабатывается в мире с 1990-х годов.

По всему миру серьезные экономисты считают креативные индустрии мягкой силой, которая серьезно влияет на культурный потенциал городов и стран.

Анна Трапкова,  директор музейного объединения "Музеи Москвы"

По ее словам, за последние 15 лет "Музей Москвы" сформировался именно как платформа для креативных индустрий. Музей находится в здании бывших Провиантских складов. Сегодня здесь активно привлекают партнеров, осваивая это пространства.

"Даже если мы делаем выставку, то, привлекая дизайнеров, архитекторов, продюсеров творческого контента, все равно вступаем во взаимодействие с творческими индустриями, индивидуалами и самозанятыми, которые работают на нас и наших зрителей", – поделилась Трапкова.

Летний кинотеатр во дворе Музея Москвы, © Фото : Предоставлено пресс-службой "Музея Москвы"

Уже привычной частью жизни музея стали кинопоказы, выставки молодого современного искусства, фестиваль коллекционирования и исследования предметов быта. Еще одно важное направление деятельности – городское экскурсионное бюро, которое стало частью инфраструктуры столицы. К тому же, здесь получили и образовательную лицензию и теперь готовят экскурсоводов."Простая формула существования городского музея – отзываться на запросы города и горожан – является продуктивной", – отметила директор музея.Междисциплинарность, межмузейность и межведомственность – эти три принципа работы были положены несколько лет назад в основу работы "РОСИЗО". Генеральный директор музейно-выставочного центра Ольга Галактионова уверена: очень важно следовать своим декларациям. Одним из ярких примеров может служить нашумевший выставочный проект "РОСИЗО" "ДК СССР", который прошел в 2023 году и в этом году уже стал лауреатом Первой национальной премии в области музейного дела имени Дмитрия Лихачева. После закрытия выставки было решено ее задокументировать. Именно так появился проект "ДК СССР. Экскурсия", в котором кураторы разделов выставки стали ведущими в 13-серийном фильме.

Эта возможность увековечить такое краткосрочное явление, как временная выставка. И первая серия нашего просветительского проекта целиком рассказывает о выставке "ДК СССР", дальше каждая серия посвящена одному из разделов. Но это не первый наш подобный проект. Предыдущий был вдохновлен Музейными Маршрутами России. У нас уже вышел первый сезон одноименного трэвел-шоу, которое рассказывает о том, какие города и музеи стоит посетить.

Ольга Галактионова, генеральный директор "РОСИЗО"

По словам директора музейно-выставочного центра, этот проект – своего рода навигационная карта для тех, кто любит путешествовать по стране в поисках новых знаний и впечатлений. Шоу оказалось востребованным у зрителей цифровых платформ, поэтому летом 2024 года вышел уже его второй сезон. Впрочем, на этом в "РОСИЗО" не останавливаются и продолжают работать в разных жанрах."

31 октября в московском Манеже открывается выставка к 100-летию Кукрыниксов, и уже сейчас мы планируем просветительский мультиформатный проект, который будет включать тексты и документально-просветительские ролики. Эта выставка также будет зафиксирована. Важно включаться в междисциплинарность – это не обесценивать работу, а напротив, продлевать жизнь выставок", – уверена Галактионова.

Выставочный проект "ДК СССР"© Фото предоставлено пресс-службой РОСИЗО

Музеи: живые эмоции

Необычные и даже иногда неожиданные коллаборации придумывает петербургский "Манеж" ко многим своим выставкам. Она уверена: музейные площадки могут объединять самые разные направления и становиться центрами взаимодействия.

Междисциплинарость и способность к объединению и есть та важная функция, которую в сфере креативных индустрий выполняют все музеи. Они – и организатор взаимодействия, и образовательный центр, и заказчик товаров и услуг бизнеса в сфере креативынх индустрий.

Анна Яловадиректор санкт-петербургского "Манежа"Она уверена: музейные площадки могут объединять самые разные направления и становиться центрами взаимодействия.Выставки "Манежа" последних лет дают возможность объединиться даже противоположностям. Так, в проекте о стрит-арте вместе работали уличные художники и крупный железнодорожный перевозчик – то есть компания, которая в первую очередь "страдает" от деятельности стрит-художников, которые разрисовывают составы.

В рамках выставочных проектов в "Манеже" работают с современными режиссерами – дважды они становились авторами выставок. Так, Андрей Могучий стал автором музейно-театрального проекта "Хранить вечно", посвященного 100-летию превращения бывших пригородных императорских резиденций "Гатчина", "Павловск", "Петергоф" и "Царское Село" в общедоступные музеи. А масштабный выставочный проект "Город-герой Ленинград", приуроченный к 80-летию со дня полного освобождения города от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны, был создан совместно с Александринским театром.

Выставка "Хранить вечно" в санкт-петербургском Манеже© Фото : Предоставлено пресс-службой санкт-петербургского Манежа

"Говоря о сложной теме, исторической памяти, боли, которую пережил город, мы обратились к режиссерам, и это помогло апеллировать к эмоциям. Поколение, пережившее блокаду, уходит, и нам было важно не потерять живую нить", – делится директор петербургского "Манежа".Именно эмоции, которые люди получают в музее, помогают сотрудникам и посетителям художественного музея "Арт-Донбасс" города Донецк.

Мы делим жизнь на до и после 2014 года, когда нам пришлось отстаивать нашу культурную идентичность, историю. Мы объединили вокруг себя художников, которые в тот момент остались с собой один на один. Мы делали все, что могли: от продуктовой помощи до доставки картин на наши выставки.

Екатерина Калиниченко, директор музея

"Арт-Донбасс"С 2015 года здесь начали проводить тематические выставки, активно работать с детьми через образовательные организации. Мероприятия проводят не только в залах, но и в парковой зоне. Музей оснастили пандусами для людей с ограничениями по здоровью, также всегда рады видеть мам с детьми.Экспериментальным и некоммерческим проектом стала студия юного экскурсовода. В течение семи месяцев заинтересованные дети приходят на занятия – слушают и говорят об искусстве, занимаются творчеством."В группах дети от семи до 16 лет, первое время они молчат, а потом начинают общаться. Дальше – приводят свои классы к нам и сами проводят для них экскурсии в наших залах. Многие из выпускников той школы поступают в вузы на гуманитарные факультеты", – говорит Калиниченко.Также в музее есть группа помощников – волонтеров культуры. Ежегодно их не более полутора десятка человек, но эта группа для музея очень важна, отмечает директор.

С первых дней провозглашения ДНР мы поняли, что люди приходят в музей за вдохновением, чтобы переключиться, пообщаться, получить терапевтическую поддержку.

Екатерина Калиниченко,  директор музея "Арт-Донбасс"

Детский путеводитель по Бурятии © Фото : Предоставлено Музеем истории Дальнего Востока имени Арсеньева

Детские взрослые проекты

Работа с детьми уже давно стала неотъемлемой частью деятельности большинства музеев. Это – будущая аудитория, для которой музей становится "своим" местом. Зачастую юные зрители создают очень взрослые проекты, которые могут быть интересны и полезны посетителям самых разных возрастов. Так, "Музейные маршруты России" в Бурятии начались с презентации детского путеводителя по Улан-Удэ, придуманного и сделанного участниками 13-15 лет.Примером послужила Школа экскурсовода, которая работает в Музее истории Дальнего Востока имени Арсеньева. Она длится пять месяцев, здесь же участники проекта разработали маршрут за неделю.

В исследовании города проводниками стали сами ребята. Они любят и гордятся своим регионом, знают его культуру, традиции и природу. И еще – они невероятные трудяги.

Александра Осипова, заместитель директора Музея истории Дальнего Востока имени Арсеньева

Она рассказала, что в процессе работы над путеводителем каждый из участников поделился своим видением региона. Так родилось облако смыслов и тегов. Дальше обсуждали любимые места, и появилась идея небольшого словарика. Предварительно маршруты разделили, проанализировали и выбрали оптимальный вариант. Пройдя по городу, отметили ключевые точки, затем составили карту. Все тексты отредактировали, а дальше, пройдя небольшой тренинг, записали аудиовариант. В итоге в путеводитель вошли 15 достопримечательностей, которые проиллюстрированы коллажами и фотографиями, сделанными участниками проекта. Путеводитель выложен на общедоступном сайте, и им теперь может воспользоваться любой желающий.

Виктор Шалай, директор Музея истории Дальнего Востока, куратор сессии "Музейных маршрутов России" в Улан-Удэ:

У республики Бурятия сейчас есть две главные задачи в области культурного проектирования. Это строительство нового здания для Национального музея и связанные с ним системные изменения, а также создание креативного кластера в Улан-Удэ. Мы строили программу "Музейных маршрутов" так, чтобы максимально помочь Бурятии развернуться в сторону креативных индустрий, понять какие-то аспекты в этой области, которые, возможно, не были ранее четко артикулированы. Представителям самих креативных индустрий ­– дать возможность ощутить себя важным субъектом этого направления. Представителям власти – ощутить музейный мир и креативные индустрии как общее смысловое поле.

Мы хотим, чтобы музеи, развиваясь, меняли и мир вокруг себя. Строительство нового здания музея не должно восприниматься как строительство новой квартиры, в которой будет жить тот же человек с прежним уровнем КПД. Мы хотим, чтобы те усилия, которые государство вкладывает в инфраструктурные проекты в области музейного дела, дали качественный рост. Нам всем нужно развиваться и строить красивое общее будущее. А мы могли бы приезжать в Бурятию и радоваться новым проектам в области музейного дела, моды, дизайна и культуры в целом.

Читайте также