Лариса Егорова как проводница смерти

Закончился очередной показ на сцене «Буряад театра» спектакля режиссёра Олега Юмова "Үхэжэ ядашаhан король" (Король умирает)
Бато Багдаев, пресс-служба ГБАТД им. Х. Намсараева
598

В свете последних внешнеполитических событий постановка зазвучала особенно злободневно. Пьеса французского драматурга Эжена Ионеско, написанная в 1964 году, как-будто оказалась списанной с сегодняшних реалий. Тема природы авторитаризма и антимилитаристская направленность произведения оказались неувядаемыми. Скажем: миру - мир! И больше не станем углубляться в этот глубоко опасный вопрос. 

Премьерный в этом сезоне спектакль преображается от показа к показу: оттачивается игра артистов, появляются новые реплики и жесты, миксуется  режиссером сдвоенный актёрский состав.

На этот раз главную роль короля Беранже Первого играл Баярто Ендонов, народный артист Бурятии, известный своей ролью генерала Уржина Гармаева. Жанр театра абсурда, в котором исполнена постановка, безусловно, требует театральных эффектов, которыми блистал Ендонов. 

Но чем опасны монументальные роли? А тем, что артист может вжиться и не выйти из неё. Напрягло, что уж больно нарочито королевским был выход на поклон артиста к зрителям. Остаётся надеяться, что у любимца публики хватило профессионализма обрубить королевский шлейф, уходя с работы домой. 

Спектакль - труд коллективный. Позерство короля гармонично уравновесила своей игрой Лариса Егорова, на чье имя пришла значительная часть зрителей. Заслуженная артистка России как никогда была в этот вечер скромна, сдержанна и немножко раздражена. Впрочем это в роли старшей королевы Маргариты, стареющей и потому ставшей нелюбимой королём, смотрелось органично. 

 Помнится, на сдаче спектакля она довела меня до рева, которым я переполошил труппу. Это было в мизансцене, где королева проводит супруга по сумеречному миру Бардо. Подумал, что будь у меня такая проводница в мир смерти, я бы не перенес прошлогодний опыт умирания от инсульта и обратно в мир живых не вернулся. Егорова - прекрасна, с такой даже умереть не страшно! 

Из тихого забытья на спектакле в реальность меня вернул Есугей Сындуев. Поэт, оказавшийся на спектакле по-соседству и завороженно следивший за игрой звезды, ошарашил меня своей восторженной фразой: "Егорова знает какой-то эликсир молодости?!".

Роль второй королевы Марии, молодой и любимой, выпала на Арюну Цыденову, выпускницу московского института имени Щукина. Искушенный зритель не мог не заметить, что рядом с королевой Егоровой она временами немного тушевалась. Оно и понятно: я, так, и в жизни то рядом с Ларисой Ильиничной просто теряю дар речи и нечленораздельно мычу. Молодая актриса запомнилась мне в другой роли - Бальжан-хатан, в образе которой на сцене она плакала сама и заставляла плакать весь зал. 

Врач-палач Чимит Дондоков, служанка Жажан Динганорбоева, стражник Булат Буралов играли свои второстепенные роли как будто играют первые, что достойно отдельного хирургического описания. 

Растёт зрительский уровень нашей публики, которая не считает зазорным живо реагировать на постановку: хлопать, смеяться и бросать в сторону сцены свои уместно-неуместные реплики. Наряду с традиционными "браво" и горячими аплодисментами звучали из зала и слова благодарности: "Спасибо!".

 

Читайте также