«Металл ему подвластен был…». Памяти Батора Жагбаева

4 мая Батору Жагбаеву, народному мастеру, чеканщику, ювелиру исполнилось бы 68 лет
Динара Трегубова, старший научный сотрудник ИНИОН РАН
848

Лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (1990), член Союза художников СССР и России, член Союза художников Бурятии, стипендиат Министерства культуры Бурятии в сфере литературы и искусства (2020).  Батор Дамдинсурунович ушел из жизни недавно. Родные и близкие вспоминают о нем с теплотой и любовью.

Батор Дамдинсурунович Жагбаев родился 4 мая 1954 года в селе Верхний Бургалтай Торейского аймака Бурят-Монгольской АССР.

Трех лет отроду Батор Дамдинсурунович присутствовал при изготовлении лома в кузне. Он зачарованно смотрел, как сталь меняет цвет в процессе нагрева. Улучив момент, когда взрослые отвлеклись, он попытался схватить понравившуюся ему светящуюся железку — добела раскаленный стальной прут. Работа, естественно, остановилась. Дамдинсурун Жамсаранович, подхватив плачущего сына, побежал к фельдшеру. После этого случая многие предсказывали, что мальчик вырастет знатным кузнецом. Так оно и вышло.

В монгольской традиции мастера-ювелира называют «мүнгэшэ дархан» (серебряный кузнец), а кузнеца-оружейника или кузнеца-лошадника — «хара дархан» (черный кузнец). И тот, и другой, являясь дарханами (кузнецами), имеют почти шаманский статус. Могут проводить обряды. Кузнеца, как и мельника, всегда считали кем-то, кто имеет связь с потусторонним миром.

Обучался ювелирному искусству Батор Дамдинсурунович у потомственного дархана Юрия Лубсанцыренова. Трудовую деятельность начал в 1975 году, когда был принят в Художественно-Производственные мастерские при Союзе художников Бурятии по программе «Сохранение и возрождение народного декоративно-прикладного искусства Бурятии». В 1976 году ему была присвоена квалификация «народный мастер» - чеканщик серебряных дел. Помимо производственных заказов на ювелирные изделия, он выполнял собственные творческие работы в традиционном бурятском стиле — чеканные мужские гарнитуры, женские украшения в технике филигрань и другие. Впоследствии начал выставлять свои работы на многих художественных всесоюзных, республиканских, межобластных, зональных, российских и зарубежных выставках во Франции, Индии, Монголии и других странах.

За большой вклад в развитие бурятского национального искусства в 1990 году был удостоен Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина.

Помимо работы в ювелирном творчестве, принимал участие в восстановлении памятников истории и культуры Бурятии — дацанов, субарганов, выполняя объемные скульптуры из меди, серебра, латуни. Работал в технике смальтовой мозаики, оформляя объекты культурного назначения в Улан-Удэ и районах Республики. Сотрудничал с Управлением культуры города Улан-Удэ, БГТРК, редакцией газеты «Буряад үнэн», продюсерским центром «Грант», изготавливая на протяжении ряда лет главный приз — статуэтку «Серебряный лебедь» на конкурс бурятской эстрадной песни. По заказу "Буряткино" выполнил реквизиты шлем-маски к фильму «Черные всадники» по эскизам художника Ч. Шенхорова.

Работал над созданием и изготовлением женских и мужских комплектов украшений в национальном стиле для фольклорного ансамбля «Усть-Эгита»  Еравнинского района. На протяжении нескольких лет сотрудничал с руководством Бурятского государственного университета по созданию и изготовлению серебряных медалей профессорам и кандидатам наук. До самой смерти, с выходом на пенсию, продолжал творческую работу, не изменяя традициям бурятского национального искусства. Умер Батор Дамдинсурунович 13 июня 2020 года в возрасте 66 лет в Улан-Удэ.

Произведения мастера хранятся в Художественном музее имени Ц.С. Сампилова, в фондах «РОСИЗО», в Государственном музее искусств народов Востока (Москва), в музеях Монголии, Японии, Шри-Ланки, Франции и других стран. 

Читайте также