Хранительница линии

У балетной "внучки" Агриппины Вагановой, преподавателя хореографии Бурятского хореографического колледжа Натальи Алексеевны Абыковой, заслуженного работника культуры России, 70-летний юбилей
Батодалай Багдаев
630

У женщины старосветские манеры, словно общаешься с наставницей из института благородных девиц. Посадка головы, выгнутая спина и спокойная, выверенная, можно сказать, дистилированная речь. 

- Издержки воспитания, - шутит собеседница. - А если серьёзно, нас так воспитывали учителя. Мы, воспитанницы хореографического училища, всегда хотели быть похожими на них. Я до сих пор чувствую спиной строгий и любящий взгляд моего педагога по классическому танцу Энгельсины Александровны Кондратьевой, выпускницы Ленинградского хореографического училища из первого бурятского набора детей. Боже, как мы её обожали!

Наталья Алексеевна считает, что педагог должен быть образцом и примером для подражания детей во всём. Даже походка должна быть грациозной, "балетной". 

После окончания обучения в родном хореографическом училище она продолжила образование в Ленинграде, где и попала в руки легендарных Варвары Павловны Мей и Елены Васильевны Ширипиной, учениц самой Агриппины Вагановой. От них она получила линию преемственности, восходящую к самой основательнице русского балета, чьей балетной "внучкой" её можно считать.

- В 1972 году я девятнадцалетней девушкой впервые подвела детей к станку. Как сейчас помню свой класс, всех 25 девочек. И вот уже 50 лет я не устаю каждый день учить балетному искусству. Мы, балетные педагоги - долгожители. Некоторые и в 90 лет легко могут сесть на шпагат! - восклицает Наталья Алексеевна. 

Сменились исторические эпохи и правители, а через руки Натальи Абыковой прошли несколько поколений учеников. Спрашиваю: чем нынешние воспитанники колледжа отличаются от предыдущих? 

- Нынешние дети уже не те, что мы, которые были одержимы балетом. В нашу бытность детьми балет только начинал своё становление в Бурятии. Мы были какие-то фанатики, - вспоминает Абыкова. - Сейчас пошла молодёжь более прагматичная. Им надо всё и сразу. Знают свои права, на них и голос не поднимешь, не то что накажешь. А в наше времена учителя были строгие, могли выставить с урока за дверь, и не впустить пока не извинишься за свою провинность. 

По сведениям министерства культуры Бурятии, в ожерелье наград и званий заслуженного педагога - почётный статус "Отличник культуры Республики Саха-Якутия". Получила Абыкова его за успехи своих воспитанников из северной республики, которые до открытия своей балетной школы, учились в Бурятии.

В частности, она воспитала Гульнару Егорову-Дулову, народную артистку Саха-Якутии, Бориса Матвеева, заслуженного артиста Саха-Якутии, и многих других талантливых и именитых учеников, работающих по всей стране и за рубежом. До бесконечности Абыкова готова перечислять их имена. 

- Изначально мне дали младшие классы, директор Нина Бальжиновна Базарон сказала, чтобы я набралась опыта на начинающих. Старшим преподавателем я взялась вести хореографические уроки и в средних классах. У старшеклассников-студентов уже другие педагоги. Мальчиков забирают педагоги-мужчины, девочек отдают педагогам-женщинам, - рассказывает ветеран труда. - Это конвеерный метод вагановской школы балета. Выпускают детей из колледжа уже хореографы с опытом артистической работы, на себе прочувствовавшие сцену.  По словам Абыковой, на каждом восьмилетнем этапе обучения к детям нужен разный подход. Младших надо брать пряниками и лаской. С ними нужно обращаться нежно, как с нераспустившимся ещё цветочным бутоном. Со средними уже сложнее: идёт подростковый период, бунтарский, у каждого ребёнка свое мнение. С ними надо как с равными, нужна аргументированная работа. 

- А вот сложнее всего со старшими классами, студентами, - продолжает разговор Абыкова. - Иной раз можно услышать в коридоре из класса крепкое мужское слово. А как иначе? Попробуйте заставьте молодого человека каждый день насиловать своё тело, а молодёжь может и не спала ночью.

Педагог показывает целую папку своих работ, методичек и научных работ. О стопе, суставах и позвоночнике, кажется, она знает всё. Наталья Алексевна Абыкова - живая кладезь знаний. 

- При правильном научном подходе к физическим нагрузкам можно добиться артистического долголетия, да и просто человеческого здоровья, - считает хореограф. 

Тут главное, по её словам, правильное распределение физических нагрузок. Нельзя слишком рано начать заниматься балетом, и нельзя  опоздать со стартом. И с физическими упражнениями нельзя перебарщивать в юном возрасте, пока организм не окреп. Тут нужна почти ювелирная точность, как в спортивной гимнастике. 

- Балет - это молодость. Хочется видеть на сцене молодых артистов, их гибкие тела, чарующую лёгкость и бешеную ритмику движений. А в зрелые годы дорога для артиста открыта в педагогическую деятельность - учить подрастающее поколение, новую смену. Ведь не зря изначально детей в хореографическом колледже готовят по двум специальностям: артист балета и преподаватель, - отмечает юбиляр. 

Наталья Абыкова сейчас продолжает свою преподавательскую деятельность в родном Бурятском хореографическом колледже имени Сахьяновой и Абашеева. Зона её ответственности - методика классического танца. Воспитанники Абыковой - четвёртое поколение в вагановской линии русского балета, можно сказать, уже балетные "правнуки" Агриппины Вагановой, приемники её великой школы. Наталья Николаевна гордится своими учениками. 

- В человеке всё должно быть прекрасно, в том числе, артист должен уметь хорошо и грамотно изъясняться, ведь им предстоит публичная жизнь. Мы над этим работаем с детьми: ведём научно-практическую деятельность. Например, в прошлом году отличился Тамир Ламаев, который сделал доклад о методике Николая Тарасова, последователе Вагановой. Если девочек обучают по методике Вагановой, то мальчиков - по методике Тарасова. Ещё двое студентов заняли призовые места за свои исследовательские работы: Анастасия Парамонова и Жаргал Доржиев. Теперь они уже выпускники, начали свою трудовую деятельность. Процесс идёт и есть кому передать свои знания! - на подъёме заканчивает разговор наша героиня.

Этим летом министр культуры Бурятии Соелма Дагаева вручила Наталье Алексеевне государственную награду - знак отличия "Почётный наставник Республики Бурятия", который присвоен Абыковой указом главы Бурятии Алексея Цыденова. 

Уважаемая, Наталья Алексеевна, кланяемся Вам, спины своей не жалеючи, за полувековой самоотверженный педагогический труд! Пусть излучаемый Вами свет балета озаряет и дальше путь для новых и новых поколений воспитанников!

Читайте также