Как писал музыковед Олег Куницын об одной из партий Дашиева, «жизненная естественность сценического поведения певца доказала, что вокальные трудности партии им преодолены – ведь только на основе полной вокальной свободы можно создать достоверный оперный образ».
Большая сцена для народного артиста СССР Дугаржапа Цыреновича Дашиева начиналась с хора республиканского ансамбля песни и танца «Байкал».
И уже поездив с ансамблем по стране, он принимает решение учиться дальше. В 1961 году Дугаржап Дашиев поступает в Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского. Через два года его призывают в ряды Советской Армии, и служба проходит в составе ансамбля песни и пляски Уральского военного округа. В 1966 году он продолжает учёбу в консерватории (класс профессора З.В. Щелоковой) и заканчивает её в 1969 году. Будучи ещё студентом, побеждает на IV Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки, где председатель жюри народная артистка СССР, профессор Ирина Архипова отмечает «лирический, ласковый тембр» его голоса.
![](/upload/sprint.editor/b84/6ep7aoc3e9g4q9u44bdfxum1gyw34g22.jpg)
Хотя дебютом Дугаржапа Дашиева на сцене Бурятского театра оперы и балета становится исполнение партии Альфреда в опере Верди «Травиата», его уже тогда больше привлекает драматический теноровый репертуар. Так одну за другой осваивает солист партии Радамеса в «Аиде» Верди, Канио в «Паяцах» Леонкавалло, князя Андрея Хованского в «Хованщине» Мусоргского, Лыкова в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Рудольфа в «Богеме» Пуччини, Дон Карлоса в одноименной опере Верди. А затем Хозе в «Кармен» Бизе, Отелло в одноименной опере Верди, Калафа в «Турандот» и Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Ленского в «Евгении Онегине» Чайковского, Пинкертона в «Чио-Чио-сан» Пуччини, Самсона в опере «Самсон и Далила» Сен-Санса и другие.
Всего же народным артистом СССР Дугаржапом Дашиевым спето тридцать с лишним партий. И в каждой из них выдающийся артист очень полно раскрывал образ, волнуя зрителей не только голосом, безупречной вокальной техникой, но и сценическим действом. Вспомним его Германа в «Пиковой даме» Чайковского. Как точно передавал нам состояние своего героя Дугаржап Дашиев. Публика всякий раз бывала покорена, в равной мере, как его голосом, так и его страстной, достоверной игрой. Отметим и партию богатыря Энхэ в опере «Энхэ-Булат батор» М. Фролова, пастуха Баира в детской опере «Чудесный клад» Б. Ямпилова. Более десяти сезонов опера собирала полный зал, и в этом была заслуга не только музыки, но и пения и колоритной игры Дугаржапа Дашиева.
![](/upload/resize_cache/sprint.editor/ac6/780_780_1/khergqnybb9k1olvv6j7663qnytitaeu.jpg)
До конца жизни Дугаржап Цыренович Дашиев оставался тем «поющим актёром», который берет в плен не только умением окрасить каждый звук и слог, но и своим необычайным артистизмом.
Богатым был и его концертный репертуар: от арий и романсов до народных песен. С особым упоением исполнял он песни бурятских композиторов Базыра Цырендашиева, Анатолия Андреева, Сергея Манжигеева, Юрия Ирдынеева.
Талантливый сын бурятского народа Дугаржап Цыренович Дашиев внёс огромный и неоценимый вклад в музыкальное искусство Бурятии и России.