«Это о природе человека написано»

30 марта в русском драматическом театре им. Н.А. Бестужева провели театрализованную читку пьесы «Dawn-way. Дорога вниз без остановок» Олега Богаева с целью узнать мнение зрителей о возможной дальнейшей постановке
пресс-служба ГРДТ им. Бестужева
224

Пьеса драматурга уральской школы «новой драмы» «Dawn-way. Дорога вниз без остановок» была названа одной из наиболее значимой и интересной на Международном конкурсе современной русскоязычной драматургии «Действующие лица» в 2008 г., имела резонансные постановки в разных городах России.

«…режущий слух визг тормозов на автомагистрали…. Машина сбивает человека»…. За время читки это действо повторяется более 10 раз. После каждой аварии из авто выходят двое, разных возрастов, разных профессий, разной статусности: молодожены и рабочие похоронной службы, любовники и милиционеры, грабители и врачи «Скорой», депутат с телохранителем, суррогатная мать, торгаши курицей -гриль…Все они оказались на безлюдном шоссе случайно, как будто заблудились. Каждый из них перед выбором: «помочь пострадавшему или оставить погибать», «уехать, пока никто не видел». Рассуждения сменяются быстрым принятием решения, и во всех случаях колоритные персонажи покидают место ДТП.  В пятой сцене оказывается, что сбитый даже не человек, это ангел, лежащий в луже крови. Но для героев осознание этого ничего не меняет…Каждая машина уезжает по дороге вниз…

Драматургический текст на тему общечеловеческих ценностей, сопричастности, нравственных предпочтений и уловок совести, требующих ответа от каждого человека, получил неоднозначную оценку собравшихся в зале на Малой сцене. Обсуждение привело зрителей на распутье: мир катится в тартарары или все-таки есть надежда увидеть рассвет?

Не зря выше было упомянуто и акцентировано внимание на том, что Олег Богаев относится к «Уральской школе» драматургов. Для эстетики уральских авторов, как отмечают литературоведы, характерны такие черты: «депрессивный контекст», «драма отчуждения», отражающая картину распада нравственных ценностей и разрушения мира, «роковая предопределенность безрадостного существования в пространстве города», «эти персонажи не знают себя, не знают, как и почему они оказались в данной ситуации, они не понимают логику собственного существования, они остаются “чужими”, даже если провели в этой среде всю свою жизнь».

Вот это, пожалуй, и было основной причиной, почему часть зрителей не приняла текст представителя российской «новой драмы».

-Безнадега, все сцены одинаковы. Не увидел развития, разнообразия, - поделилась впечатлением зрительская пара,- В конце ждал развязки, но  финал тоже мрачный. Уныние.

-Актуальности нет. Беспробудно. Нет, о чем подумать, не зацепило. Это не относится к жизни, не может быть человек таким черствым,-поддержала спутница.

-Пьеса нравоучительная, она высмеивает, выявляет те человеческие пороки, с которыми мы должны бороться, - прокомментировал художественный руководитель Вячеслов Дьяченко,- Мы тоже такие же, как они, такие же грешные, подвержены таким же человеческим слабостям, тем более, в сегодняшние дни. Пьеса остра, она должна побуждать нас задуматься, как нам жить дальше, поменяем мы наше общество или будем  жить дальше также?

Кажется, драматург всеми средствами старается донести до нас простую, истину – на свете нет ничего страшнее, чем равнодушие. И жалеет своих, в чём-то ущербных, героев. Нет, они ни небезнадежны. У кого-то были попытки вызвать скорую, «да связь не ловит», кто-то даже попытался поднять несчастного, но все время что-то мешало довести действие до конца…

-Это о природе человека, написано с холодным юмором и провокацией, высказал свое мнение зритель,- Это философское произведение. Все между строк. Мы внутри все одинаковы, «мое ближе к телу», каждый считает себя особенным. И в трудной ситуации, никто не знает, как себя поведет. Очень актуально. У меня много знакомых, разных профессий. Но внутри все одинаково  устроены, у всех одни переживания, одни страхи... Тут нужно о себе подумать… каждому. Я в каждом мужском персонаже  увидел себя.

Проблема отчуждения человека воплощается в пьесе в стилистике «театра жестокости», рассчитанной, прежде всего на пробуждение от «сна разума» зрителя через шок,  дающий возможность именно со сцены довести идею до абсурда. Автор ставит под вопрос принятые представления о людях и их взаимоотношениях, об основах повседневной жизни. Не случайно, считается, что в драматургии «уральской школы» идея апокалипсиса является одной из приоритетных.

 -Безразличие человеческое, это проблема нынешнего общества, и мы должны об этом говорить, что плохо, что хорошо, - подчеркнул художественный руководитель в процессе обсуждения,- Драматург нас тыкает носом несколько раз, как котенка, которого воспитывают, каждый раз усиливая эффект от сцены, и в итоге, даже та пара стариков, которые действительно собрались помочь пострадавшему, теряют память.

При обсуждении отметили перевоплощение артистов, созданные во время читки образы помогли кому-то даже понять содержание.

Большинство присутствующих все же сошлись на актуальности пьесы, на том, что она «показывает, какие приоритеты у каждого», «будоражит в памяти огромный ассоциативный пласт». Кто-то из зрителей назвал дорогу, по которой уезжают машины, «дорогой в ад, ангел же на пути был дан каждому, как возможность спастись».

И под финал как определяющее еще одно мнение: «Просвет в этом спектакле в том, что есть Бог, он появляется в финальной сцене. И здесь не нужен  голливудский хэппи-энд….»

В одном, пожалуй, выразили единодушие собравшиеся участники читки, что форма интересна, позволяет пофантазировать, пока слушаешь пьесу, представить себе героев, услышать разные мнения, глубже понять произведение, и даже поспорить. 30 марта многие зрители признались в том, что впервые узнали этот формат и благодарили за организацию.

Осталось назвать тех, кто участвовал в организации и проведении читки пьесы «Dawn-way. Дорога вниз без остановок». Всех персонажей драматурга Олега Богаева в этот вечер озвучивали молодые артисты театра – Валерий Шафиров и Никита Шабанов, зачитывал ремарки и комментариями «поднимал эмоциональный градус» художественный руководитель театра Вячеслав Дьяченко, он же вдохновитель возобновления читок на Малой сцене театра, обсуждение провела заведующая музеем театра Лариса Золотухина.

Деятельность учреждения осуществляется при поддержке министерства культуры Бурятии и главы ведомства Соелмы Дагаевой. Министерство успешно реализует и другие творческие проекты, связанные с федеральными программами, в том числе, национальным проектом "Культура", инициированным президентом России Владимиром Путиным.

Очередная читка пьесы на Малой сцене театра состоится 30 -го апреля.

Следите за новостями в группах театра и на сайте.

Фото Сергея Примакова

Читайте также