Актрисой Русского театра драмы в Улан-Удэ была мать Муслима Магомаева

В истории Русского драмтеатра им. Н.А. Бестужева много интересных страниц.
Елена Капустина, Бурятия
2669
Фото предоставила Лариса Золотухина

За девять десятков лет сменилось не одно поколение артистов, но немногим любителям театра известно, что на его сцене блистала мать народного артиста Советского Союза Муслима Магомаева - Айшет Кинжалова, сообщает газета «Бурятия».

В 1953 году Григорий Аронович Иофин, бывший директор ГИТИСА, капитан второго ранга, прошедший войну, приехал в Улан-Удэ, где его назначили директором драмтеатра. Немного погодя он решил организовать при храме Мельпомены театральную студию. Она была первой и последней, позже в столице Бурятии появилось училище.

- В 1959 году в Улан-Удэ набирали театральную студию при русском драмтеатре, – рассказывает заслуженный артист РБ Владимир Перевалов, - Нужны были молодые артисты, так как раньше во всех театрах сорокалетние играли пионеров, в их числе были Айшет Ахметовна Кинжалова и Мария Николаевна Железнова. Они играли двух подруг-пионерок в спектакле «В поисках радости».

Фото предоставила Лариса Золотухина

В число студийцев отобрали 12 человек, среди них - Владимир Перевалов, Сергей Панков, Александр Турчанинов-Родин, Нэлли Мальцева и другие.

- Студия у нас была необычная, таких больше нигде не было, - вспоминает Перевалов. - Мы все делали сами, не только играли в массовках, но и электрику, и монтировку, все что угодно могли сделать. Находилась она в старом здании театра, на улице Ленина, 46. Там я впервые и увидел Айшет Кинжалову (это девичья фамилия матери Муслима Магомаева – авт.), она в это время работала в русском драмтеатре. Потрясающая женщина, великолепная актриса, красавица необыкновенная!

По словам Владимира Алексеевича, в студии она не преподавала.

- Она за нами со стороны наблюдала, а однажды увидела, что я читаю трагедии Шекспира. В то время в оперном театре была хорошая библиотека, я перечитал почти все его произведения. Она подходит и говорит: «Володенька, Шекспира читаете? А вы сонеты читали?

Кинжалова и Красиков в спектакле «Свидание у черёмухи». 1957 г.. Фото предоставила Лариса Золотухина

Читайте сонеты, с них начинайте, там такая философия! Там не просто любовь к женщине, там любовь абсолютно ко всему». Это была совершенно потрясающая, очень общительная, чуткая женщина, особенно по отношению к нам, начинающим артистам. После репетиций иногда подходила ко мне со словами: «Володенька, здесь вот немножечко так можно сделать, но если хочешь, конечно». Вот такая у меня была счастливая судьба. А такие артисты для нас как боги.

Кинжалова в Улан-Удэ играла во многих спектаклях: в «Весёлке», «В поисках радости», «Почему улыбаются звёзды». Ее амплуа – героиня. На спектакли с ее участием всегда были аншлаги, очереди за билетами стояли огромные – вдоль всей улицы Ленина от Госбанка до театра.

- В театре шел великолепный спектакль «Иркутская история», который поставил режиссер Николай Буторин. Героиню играли Никулина и Жуковская, а остальные актеры, в том числе и маститые, изображали хор, который в пьесе шел первым номером – и участник действия, и от автора. В этом спектакле играла Айшет Ахметовна, и мне довелось сыграть, правда, совместных сцен с ней у нас не было, - говорит Владимир Алексеевич.

Фото предоставила Лариса Золотухина

Муслим и мать

Своего отца Муслим почти не помнил - он погиб под Берлином за три дня до окончания войны. После гибели мужа Айшет по мусульманским обычаям должна была остаться в его семье, но она очень любила театр, поэтому не стала соблюдать традиции и уехала в Вышний Волочёк, а родственники мальчика по отцовской линии забрали сына у матери и сами занялись его воспитанием. Айшет второй раз вышла замуж за актера Леонида Кафку, родила сына Юрия и дочь Татьяну, а позже они перебрались в Улан-Удэ.

Муслим Магомаев в мемуарах вспоминал: «Послевоенная судьба мамы сложилась так, что она обрела другую семью. Я не могу ее ни в чем винить. Она драматическая актриса, всегда кочевала по городам России, никогда подолгу не работая ни в одном театре. Родной брат отца Джамалэтдин Магомаев и его жена Мария Ивановна стали для меня настоящими родителями».

Леонид Кафка тоже служил в русском драмтеатре, правда, недолго (играл белого офицера в спектакле «Олеко Дундич» - авт.). Нередко вместе с детьми приходил в театр встречать жену после спектакля.

- Жили они в доме актера, на улице Смолина, а Юра и Таня ходили в детский сад к моей маме – она была заведующей детсадом № 1, - рассказывает режиссер радио и телевидения, заслуженный работник культуры РБ Нэлли Мальцева. – Детсад находился на улице Ленина, на том месте сейчас стоит пятиэтажка. Я тогда не знала, что Айшет Ахметовна мать Муслима Магомаева, да и никто в театре не знал. Только однажды, когда мы с ней сидели рядышком и гримировались перед спектаклем, она мне по секрету шепнула, что получила письмо от сына и сказала, что он учится в Ла Скала. Позже я узнала, что ее сын – Магомаев, но никому об этом в театре не говорила, да и зачем? Она молчала об этом, и я тоже.

Дружелюбный человек

Александр Турчанинов-Родин, артист драмтеатра, ныне проживающий в Иркутске, тоже хорошо помнит Айшет Кинжалову.

- Она в нашем театре работала года три, всегда была востребована, были спектакли, где она пела, играла на гитаре. У нее были ярко выраженные восточно-азиатские черты лица, Муслим на нее очень похож, - рассказывает Александр Фёдорович. - В «Барабанщице» мы с ней вместе играли. Я - мальчика по имени Эдик, а она - Зойку. Потом месяца полтора вместе ездили с гастролями по республике. Ехали на поезде от Мысовой до Петровского завода. Останавливались, играли и ехали дальше. Уставали, конечно, но жили очень весело, дружно.

По словам артиста, Кинжалова пользовалась хорошей репутацией в коллективе, коллеги к ней относились уважительно. Там, где появлялась она, всегда были улыбки, хорошие разговоры. Она была очень контактным, добродушным человеком. Не секрет, что в театре иногда возникают неприязненные отношения между актрисами одного амплуа. С Айшет Ахметовной, по словам коллеги, такого никогда не случалось.

Фото предоставила Лариса Золотухина

Она дружила с Ириной Михайловной Панковой, которая о ней тоже всегда хорошо отзывалась, да и мужской состав к ней относился очень дружелюбно. Но о личной жизни актрисы мало что было известно.

После нескольких лет работы в Улан-Удэ, она уехала в Северодвинск вслед за режиссером Юрием Коршуном, который позвал ее с собой в другой театр. А в архивах театра имени А.Н. Бестужева осталась память о ее пребывании здесь – фотографии со сценами из спектаклей и программки, на которых значится имя Айшет Кинжаловой.

Читайте также